Субъекты и объекты авторского права

Название работы: Субъекты и объекты авторского права

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...………3

Глава 1 Общая характеристика авторского права……………………………………....8

1.1 История становления авторского права в России……….………………………….8

1.2 Понятие, принципы и функции авторского права………………………………....11

1.3 Источники авторского права…...…………………………………………………...13

Глава 2 Авторское правоотношение…………………………………………………....16

2.1. Общая характеристика объектов авторского права………………….…………...16

2.2 Понятие и виды субъектов авторского права………………………….………..…27

2.3 Содержание авторских прав………………………………………………………...36

Глава 3 Авторское право: современное состояние, проблемы, тенденции развития.………..…………………………………………………..………………….....47

3.1Применение в России способов защиты прав субъектов авторского права…..…………………………………………………………….………………….....47

3.2 Место авторского права как института интеллектуальной собственности в системе законодательства, вопросы модификации………………………....................54

3.3Проблематика и тенденции развития современного авторского права……….….56

Заключение………………………………..……………………………...…..……….....62

Список использованных источников..……………….………………………………...65

Выдержка:

Введение:

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники и иных аспектов творчества. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь, наука, культура могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление.

Правовое регулирование строилось во многом по традиционной модели, присущей сфере материального производства, без учета специфики интеллектуальной деятельности, которая в процессе развития все более настойчиво пробивает себе дорогу. При зарождении правовой охраны результатов творчества, немногим более двухсот лет назад, система обладателей прав на эти результаты была достаточно элементарной. Для прав на результаты материального производства решающее значение имеет право собственности на условия и предпосылки их создания. Для прав на результаты интеллектуальной деятельности решающее значение имеет другой фактор - труд создателя и его личность, особенно если объектом является результат творчества. Отсюда значительно более богатая система обладателей прав. Отличаются и основания перехода прав от одного субъекта к другому.

Авторские права охватывают права на творческие результаты и на объекты, не обязательно требующие творчества. Будучи нематериальными, не ограниченными в пространстве, они могут быть использованы одновременно неограниченным кругом лиц. Способы распоряжения интеллектуальными правами включают в себя не только отчуждение прав, но и выдачу лицензий. Не все субъекты интеллектуальных прав обладают абсолютными правами, лицензиатам, например, принадлежат только обязательственные права. Круг субъектов шире, чем круг обладателей права. Традиционная модель построения охраны вызывает ряд трудностей. В частности, сложнее становится установление справедливого баланса прав и интересов разных участников процесса, отсутствие которого грозит превратиться в тормоз дальнейшего развития.

Авторское право представляет собой один из наиболее молодых и динамично развивающихся институтов гражданского права. Авторское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.

Глава 3:

Уже в Декларации о государственном суверенитете 1990 г. Россия заявила о своей приверженности общепризнанным принципам и нормам международного права [51, с.20]. Россия стала правопреемницей Союза ССР во всех его международных обязательствах и приняла ряд серьезных мер, направленных на обеспечение мировых стандартов защиты прав человека и гражданина. На этом построена вся Конституция Российской Федерации. Исключительную важность данного обстоятельства переоценить невозможно. Ведь дело в том, что исполнение норм международных конвенций по правам человека и гражданина невозможно, если внутреннее законодательство государств противоречит этим нормам. Поэтому, например, различные конвенции по правам интеллектуальной собственности обязательно содержат условия их реализации государствами, присоединившимися к названным международно-правовым актам.

Так, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (со всеми последующими изменениями и дополнениями) [1] обязывает каждое государство принять, в соответствии со своей Конституцией, необходимые меры для ее применения, т.е. каждая страна, присоединившись к Конвенции, будет в состоянии применять ее положения в соответствии со своей Конституцией и своим внутренним законодательством (ст. 36 Конвенции). Конвенция, обеспечивая национальный режим охраны авторских прав, закрепляет право на защиту охраняемых объектов. Она в то же время не препятствует более широкой охране и защите авторских прав, чем предусмотрено ее нормами.

Аналогично решаются вопросы защиты смежных авторских прав в имеющихся международных конвенциях (Всемирная конвенция об авторском праве (ст. III), пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.; Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, подписанная в Стокгольме 14 июля 1967 г. (ст. 26); Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. (ст. ст. 4 - 5); Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. (ст. ст. 2, 7) и т.д.). Парижская конвенция по охране промышленной собственности, так же как и Бернский акт, закрепляет основы взаимосвязи между ее положениями и конституциями, а также нормами внутреннего законодательства государств, присоединившихся к Конвенции. Эта черта присуща всем международно - правовым конвенциям по вопросам промышленной собственности (см. Договор о патентной кооперации от 19 сентября 1970 г. (ст. 59); Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. (со всеми последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 8 bis - 9 ter); ст. 17 Будапештского договора о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры от 28 апреля 1977 г. и т.д.).

Всемирная организация интеллектуальной собственности свои основные цели видит в защите всех прав интеллектуальной собственности, в том числе и через свои функции, направленные "на гармонизацию национальных законодательств в этой области" (п. "i" ст. 4 Конвенции, утвердившей эту организацию).

Приверженность новой России нормам и принципам международного права наиболее последовательно и юридически весьма содержательно проявилась в разработке и принятии текста ныне действующей Конституции Российской Федерации. Она провозглашает (ч. 4 ст. 15), что общепризнанные принципы и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Заключение:

В данной работе автор постарался ответить на наиболее важные вопросы, сформулированные во введении, проанализировав научную литературу и в обобщенном виде предложив достаточно широкий спектр различных взглядов ученых-юристов на данные вопросы. Итак, в результате проделанного анализа следует ряд выводов относительно рассматриваемых категорий:

1. Авторское право представляет собой один из наиболее молодых и динамично развивающихся институтов гражданского права; представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по признанию авторства, использованию, защите и охране произведений науки, литературы и искусства. Нормы этого института осуществляют признание авторства, охрану произведений науки, литературы и искусства и установление режима их использования, наделение правообладателей комплексом личных и имущественных прав, защита данных прав.

2. Объектом авторского права -внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме; в широком понимании является произведение, относящееся к науке, литературе или искусству, представляющее собой результат творческой деятельности и выраженное в какой-либо объективной форме. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» дан перечень объектов, который может быть изменен и дополнен. К числу объектов авторского права относят помимо самостоятельных произведений производные произведения, которые органически связаны с другими и служат их новой внешней формой (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры и др.), а также сборники и другие составные произведения, представляющие результат творческого труда по подбору и расположению материалов. В рамках авторского права предоставляется правовая защита для таких своеобразных объектов, как программа для ЭВМ, которая рассматривается как литературное произведение, база данных, как составное произведение, и топология интегральных микросхем. Закон традиционно указывает, что не являются объектами авторского права государственные символы и знаки, произведения народного творчества и сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Кроме того авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

3. Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники, к числу которых относятся наследники и правопреемники по авторскому договору, или работодатели. Автором является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. В качестве него может выступать любое физическое лицо, независимо от возраста и дееспособности. Автор наделяется исключительными правами в силу создания произведения. На стороне автора может выступать и несколько носителей авторских прав – соавторы. Субъектами авторского права являются также и авторы составных и производных произведений. На отдельные составные произведения авторское право принадлежит издателям.

Похожие работы на данную тему