Платон и Сократ

Название работы: Платон и Сократ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Философия

Страниц:

14 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Платон и Сократ..............1

Список использованной литературы.................14

Выдержка:

Основная часть:

Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения.

Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества – родовой знатью и обнищавшими общинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами.

В этих условиях повсеместно в древнегреческих полисах развертывается ожесточенная борьба за власть, которая находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм правления – аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных, «лучших»), олигархии (власти богатых и имущих) или демократии (власти народа, то есть всех взрослых свободных уроженцев данного полиса).

В результате этой борьбы к VI – V вв. до н.э. в разных полисах более или менее прочно устанавливается и развивается соответствующая форма правления, в частности демократия в Афинах и Абдерах, олигархия в Фивах и Мегарах, близкая к аристократии (с пережитками царского и военно-лагерного правления) в Спарте и т.д. Нередко в тех или иных полисах (характерный пример – Сиракузы V в. до н.э.) на более или менее длительное время устанавливалась тирания.

Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических и правовых учениях Древней Греции.

Сократ и Платон подвергли древнегреческую политическую и правовую мысль логико-понятийному анализу исследования государства и права.

История жизни Сократа (469-399 гг. до н. э.) существенна для понимания его творчества. Он был сыном каменотеса (скульптора) и повивальной бабки, получил обычное начальное образование, изучал музыку, словесность (чтение, письмо, заучивание классических текстов), арифметику, начала геометрии. В качестве воина участвовал в ряде сражений, показав себя храбрым и выносливым бойцом. Впоследствии Сократ занимал некоторые выборные должности в системе афинской демократии, был образцом бескорыстного и честного служения долгу и согражданам. Одновременно как частное лицо, он занимался пропагандой своих воззрений, общаясь с широким кругом людей и устраивая в разных уголках Афин дискуссии с изложением своих воззрений. Эта деятельность привлекла все большее внимание афинян. Однако она вызвала недовольство со стороны некоторых, в том числе влиятельных граждан. В 399 году до н.э. Сократ был обвинен «в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за это – смерть». Формулировка обвинения была явно надуманной, тем не менее большинство судей (по принятому порядку всего их было 500) проголосовали за смертную казнь.

...........

Платон (427-347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии, политических и правовых учений.

Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407 – 399 гг. до н.э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казенного философа покинул Афины. Он побывал в Мегерах, а затем много путешествовал, посетив Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н.э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. н.э.).

Воззрение Платона заметно изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Так, в его ранних диалогах, называемых «сократическими» («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа – рационализм; поиски общих понятий, обнимающих собой многообразие эмпирических явлений; углубленный интерес к моральной проблематике и т.п. собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах («Государство», «Политик», «Софист», «Парменид» и др.). заметным влиянием пифагорейской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований отмечен последний труд Платона – «Законы».

Смысл платоновского учения об идеях состоит в том, что «истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления – не истины, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению.

...........

Похожие работы на данную тему