Субъекты права собственности на природные ресурсы

Название работы: Субъекты права собственности на природные ресурсы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

31 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 2

1. Собственность на природные ресурсы 3

1.1. Понятие и виды собственности на природные ресурсы по российскому законодательству 3

1.2. Природные ресурсы как объекты собственности 4

1.3. Субъекты собственности на природные ресурсы и осуществление ими прав 8

2. Особенности регулирования государственной и частной собственности на природные ресурсы. 12

2.1. Принцип равного доступа к собственности на природные ресурсы 12

2.2. Особенности реализации права частной собственности на природные ресурсы 16

2.3. Разграничение собственности между органами государственной власти 20

Заключение 28

Литература 30

Выдержка:

Введение:

В работе рассматривается вопрос о субъектах собственности на природные ресурсы в Российской Федерации. В настоящее время практически все природные ресурсы находятся в собственности государства, и лишь очень недавно началась приватизация такого ресурса как земля, узаконен ее оборот, в том числе и земель сельскохозяйственного предназначения. Следует учесть, что собственник кроме прав на ресурсы имеет и обязанности (в первую очередь охранять и использовать по назначению). Потому вопрос определения собственников природных ресурсов достаточно актуален.

Объект исследования – природные ресурсы Российской Федерации. Предмет исследования – право собственности на природные ресурсы.

Цель исследования – определить субъектов права собственности на природные ресурсы и особенности осуществления ими прав.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- определить понятие и виды собственности на природные ресурсы по российскому законодательству;

- охарактеризовать объекты природных ресурсов как объекты собственности;

..........

Глава 2:

Современные тенденции развития российского законодательства свидетельствуют о том, что природные ресурсы нашей страны постепенно становятся общедоступными для владения как со стороны государства, так и со стороны физических и юридических лиц. В настоящее время пока это коснулось только земельных ресурсов (от принятия Конституции до вступления в действие нового Земельного Кодекса и Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

В настоящее время просматривается хорошо выраженная тенденция глобального расширения собственности на природные ресурсы США и возглавляемого этим государством сообщества развитых стран. Создавая транснациональные АО, приобретая большую часть пакета акций промышленных и др. видов компаний, инвестируя их развитие и расширяя границы этого процесса, страны “семерки” становятся собственниками все более возрастающего количества природных ресурсов. Но самое главное, они полностью определяют цели и направление развития социально-экономических систем: через свое видение понятия “прогресса” - как свободное и неограниченное возрастание разнообразия потребностей; демократии - как свободы удовлетворения своих желаний; правового государства - как законодательно защищаемого права эксплуатации природных ресурсов и др . Но каждое из этих положений, воспринимающихся и трактующихся как достижения цивилизации, имеет свою черную, обратную сторону.

Таким образом проблема собственности на природные ресурсы приобретает иное звучание - она начинает рассматриваться не как прерогатива внутренней политики того или иного государства, а как стратегически важная для государств, монопольно формирующих глобальный центр управления. В соответствии с этой политикой, отношение к природным ресурсам рассматривается с позиций удовлетворения жизненных интересов государств-монополистов, монопольно формирующих цели развития всей цивилизации. Развивается новая теория собственности на природные ресурсы, согласно которой они являются достоянием всего мирового сообщества, из чего следует, например, что Россия, обладающая уникальными запасами ресурсов, должна платить международному сообществу ренту – налог, т.е. обеспечивать ресурсами высокоразвитые страны и тем самым поддерживать их высокий экономический уровень в ущерб своему благополучию........

Заключение:

Сделаем обобщающие выводы о субъектах собственности на природные ресурсы и осуществление ими прав собственности.

1. Собственность, согласно гражданскому законодательству РФ, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи. Главным элементом собственности, без которого она, собственно, и не существует, является присвоенность объекта собственности конкретным лицом (лицами). Отсюда следует, что у любой собственности есть свой субъект – собственник. Кроме того, отношения собственности предполагают наличие объекта и содержания права собственности.

2. Природными ресурсами - объектами собственности – являются те объекты, которые созданы не его трудом, а природой и использование которых приносит пользу человеку. К таким объектам относят землю, водные ресурсы, лесные ресурсы, животный и растительный мир, воздух, недра (полезные ископаемые), выделяют и особо охраняемые комплексы природы, которые не эксплуатируются человеком, но являются объектом защиты. Все виды природных ресурсов имеют нормативное регулирование и охраняются экологическим законодательством РФ.

3. Собственниками природных ресурсов являются государственные органы власти (на наиболее стратегически важные ресурсы – Российская Федерация), местные органы власти (земля), юридические и физические лица, в том числе иностранные. В содержание собственности на ресурсы входит владение, распоряжение и пользование. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков говорит об отсутствии права собственности как такового.

4. В настоящее время в нашей стране постепенно реализуется подход, определяющий равные возможности во владении природными ресурсами государства и иных субъектов.......

Похожие работы на данную тему