Патриотическое воспитание в системе работы учителя начальных классов

Название работы: Патриотическое воспитание в системе работы учителя начальных классов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

40 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема 5

1.2. Особенности патриотического воспитания учащихся младшего возраста 8

1.3. Педагогические условия патриотического воспитания учащихся 10

Выводы по первой главе 20

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21

2.1. Организация и проведение исследования 21

2.2. Результаты диагностики патриотической воспитанности школьников 24

2.3. Рекомендации по патриотическому воспитанию современных школьников 26

Выводы по второй главе 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Среди общих целей Концепции непре-рывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста важное место занимает воспитание нравственного человека. Это процесс, на-правленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает становление отношений к Родине, ее истории, обществу, кол-лективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходи-мость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают боль-шие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Поэтому педагог должен опираться на то новое положи-тельное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный пери-од еще слабым и неразвернутым.

Одним из направлений нравственного воспитания является патриоти-ческое воспитание.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его ми-ровоззрения и отноше¬ния к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укреп¬ляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущест-во и независимость, сохранение материальных и духовных Ценностей, разви-вается благородство и достоинство личности.

На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на вы-работку чувства человеческого благородства, совести, мужест¬ва и самопо-жертвования, если этого требуют интересы родины, ука¬зывал А.Н. Радищев, русский критик-демократ В.Г. Белинский, педагог К.Д. Ушинский.

Проблема исследования. Патриотическая воспитанность представляет со¬бой необходимое качество человека российского об¬щества, ее формирова-ние должно быть одной из самых важных задач обучения, существенным критерием его эффективности.........

Глава 2:

Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты. Как и в других моральных каче-ствах в патриотизме можно выделить следующие из этих компонентов: по-требностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенче-ский и волевой [15].

Основываясь на этом положении, мы разработали методику диагности-ки патриотической воспитанности школьников.

Методика основывается на положении о поэтапности формирования психологических компонентов патриотической воспитанности. Поэтому про-водящему диагностику при оценке диагностических заданий необходимо учитывать возрастные особенности развития школьников.

Общие критерии оценки заданий изложены в методике.

Методика диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников

Задачи:

1. Выявление уровня знаний школьников о родном крае, чувства привя-занности к нему;

2. Изучение сформированности представлений о вкладе родного края в мировую науку, культуру, военное производство, развитие космиче-ской техники, атомной энергетики;

3. Выявление отношения к достижениям науки, политики, экономики, искусства родного края и т.д.

Метод: творческие задания.

Задания:

1. Представь, что тебе довелось познакомиться с инопланетянином, при-бывшим в твой край или город для ознакомления с его достопримеча-тельностями. Расскажи рассказ о своем крае.

2. Каких знаменитых людей своего края, года ты знаешь? Чем они про-славились?

3. Расскажи рассказ на тему «Почему я хочу (не хочу) жить в своей стра-не».

Критерии оценки интеллектуально-эмоционального компонента патрио-тической воспитанности детей:

...........

Заключение:

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его ми-ровоззрения и отноше¬ния к родной стране, другим нациям и народам. Рус-ский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содер-жит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм яв-ляется не только важ¬ной задачей воспитания, но и его могучим педагогиче-ским средст¬вом. В структуре готовности к защите родины, как правило, вы-деляются морально-политическая, психологическая, военно-техническая подготовка. В психологической подготовке можно выделить следую¬щие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллекту¬ально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требу¬ет специ-фической методики воспитательной работы.

Патриотизм в российском обществе понимается как преданность и лю-бовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо общества. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения российско-го общества возрождения его духовно-нравственных устоев. Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание, которое предполагает соз-дание условий для формирования патриотических качеств личности.

Критериями патриотической воспитанности человека являются:

сформированность систематических знаний о своей Родине, ее исто-рии, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;

стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, села;

активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества.

......

Похожие работы на данную тему