Роль государственных заимствований в финансировании бюджетного дефицита

Название работы: Роль государственных заимствований в финансировании бюджетного дефицита

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

44 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 5

1.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ 5

1.2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 14

1.3. ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 17

2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАИМСТВОВАНИЯ 22

2.1. ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА 22

2.2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ ПО РОССИИ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Выдержка:

Введение:

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Одним из объективных факторов, затрудняющих становление и развитие современной российской системы местного самоуправления, является неразви-тость отечественной бюджетной системы и, как следствие, практическое отсут-ствие финансовой самостоятельности органов местной власти.

Государственное заимствование как относительно новый элемент финан-совой системы недостаточно освоено органами власти на местах, несмотря на активные попытки реализации местных эмиссионных проектов. Займы субфе-дерального и муниципального уровней, с одной стороны, по конституционно-правовому статусу эмитентов являются принципиально различными.........

Глава 2:

Обсуждение возможных путей решения проблемы государствен¬ного долга в мировой экономической литературе активизировалось с началом 90-х годов, после очередной волны суверенных дефолтов. Ряд предложений, таких, как "инициатива Бейкера", предусматривал про¬должение стратегии 80-х годов, то есть дальнейшее финансирование долга без какого-либо прощения или измене-ния существенных усло¬вий кредита. При разработке других вариантов, напри-мер, "плана Брэ¬ди", авторы исходили из необходимости списания большей час-ти долгов с тем, чтобы восстановить условия для нормального функционирова¬ния экономики страны-заемщика и тем самым увеличить вероятность возврата оставшейся части кредитных средств. Между этими крайни¬ми полюсами нахо-дятся различные предложения, предусматривающие корректировку отношений между заемщиком и кредитором с помо¬щью капитализации процентных плате-жей, дополнительного кредито¬вания или ослабления требований в зависимости от мировой экономи¬ческой конъюнктуры, конвертации долгов в акции пред-приятий и т.п.

Тем не менее существует не так много теоретических работ, по¬священных собственно механизмам реструктуризаций суверенных долгов в условиях фи-нансового кризиса. Внимание экономистов при¬влекают проблемы суверенного риска, рационирования кредитов на уровне государств и выбора между выпла-той долга и объявлением дефолта. В реальном мире проблема заключается в том, что страны одновременно осуществляют выплаты по старым долгам и де-лают новые заимствования. В большинстве случаев государство вынуждено прибегать к дополнительным займам только для того, чтобы выпол¬нить свои старые обязательства. Если будущие доходы страны-заем¬щика не вызывают сомнения у кредиторов, привлечение дополнитель¬ных заемных средств для об-служивания долга не будет сопряжено с какими-либо проблемами. Но у боль-шого числа стран, испытывающих трудности с обслуживанием государственно-го долга, будущие поступ¬ления слишком неопределенны, и кредиторы выделя-ют им дополни¬тельные ресурсы лишь в исключительных случаях.

В настоящее время активно развивается теоретическое направ¬ление, по-священное проблеме "долгового навеса" (debt overhang), ко¬торая заключается в том, что количество уже взятых государством обязательств внушает кредито-рам опасения относительно способнос¬ти страны выплатить их в полном объе-ме.

При этом рождается определенный конфликт между индивидуальными и коллективными интересами кредиторов, могущий воспрепятствовать получе-нию за¬емщиком новых кредитов. На самом деле дополнительное кредитова¬ние в большинстве случаев предпочтительно для уже существующих кредиторов (этот вопрос мы обсудим ниже). Но оно реализуемо лишь в результате коллек-тивного решения кредиторов. В интересах каж¬дого кредитора в отдельности передать бремя убыточного кредито¬вания остальным кредиторам, отказавшись от предоставления допол¬нительных займов. Возникает типичная проблема "безбилетника" (free-rider problem), когда оптимальные коллективные действия не под¬держиваются каждым членом коллектива в отдельности. Нередко эта си-туация может спровоцировать кризис ликвидности даже тогда, когда это невы-годно ни одному из участников.

...........

Заключение:

Основными принципами программы конверсии внешнего долга России могут быть:

1. Приоритетными инвестициями при осуществлении программы конвер-сии внешнего долга России являются инвестиции в экспортоориентированные и импортозамещающие производства, на развитие инфраструктуры.

2. Фактическое дотирование инвестиций в виде преференциального ва-лютного курса для держателей российских внешних долговых обязательств имеет смысл только в том случае, если эти инвестиции без конверсии в страну не пришли бы.

3. Критерий приемлемости внешних долговых обязательств для участия в различных схемах конверсии долга должен учитывать как условия обращения различных видов внешних долговых обязательств (срок обращения, стоимость обслуживания), так и возможности реализации более выгодных вариантов об-легчения долгового бремени по данным обязательствам.

4. В ходе конверсии российского внешнего долга инвесторами могут быть не только иностранные, но и российские предприниматели, выкупившие рос-сийские долги на вторичном долговом рынке. Участие российских резидентов в программе конверсии будет препятствовать процессу "денационализации" эко-номики и способствовать возврату в Россию "сбежавших" капиталов.

5. Конверсионные схемы, предусматривающие прямой обмен долга на на-циональную валюту, потенциально инфляционны. В качестве основных на-правлений программы конверсии внешнего долга России автор рекомендует использовать следующие варианты конверсионных схем:

а) "Долг в обмен на собственность". В рамках данной схемы необходимо использовать обмен советских долговых обязательств на акции приватизируе-мых предприятий. Подобные операции разрешены приватизационным законо-дательством России.

.............

Похожие работы на данную тему