Правовое государство: современное научное понимание, проблемы его формирования в Российской Федерации

Название работы: Правовое государство: современное научное понимание, проблемы его формирования в Российской Федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Конституционное право

Страниц:

32 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5

2. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Выдержка:

Введение:

Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформирова-нием Российского государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обще-стве, а также проблем построения правового государства в России.

Правовое государство является реальным только тогда, когда государст-венная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства для качественной правовой организации государства. Идея правовой государствен-ности была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и ре-волюциях. В развитых странах все большее число граждан осознает созида-тельную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.

Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы к право-вому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве про-тивопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолю-тизму, полицейскому государству. Поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного про-извола старых господствующих классов. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практи-ческий институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственно-стью, форма осуществления и существования реального народовластия.

Приобщаясь в рамках нового политического мышления, новой юридиче-ской доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства. «Россия - это абсолют-но новое государство, новое хотя бы потому, что здесь с нуля зарождаются аб-солютно новые для этого политического поля институты», - констатировал в одном из своих интервью Президент РФ В.В. Путин.

.....

Глава 2:

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демокра-тизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона просле-живаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», «Поли-тик», «Законы» и других древнегреческого философа-идеалиста Платона про-водилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответствен-но, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

Весьма важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изме-нившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно кото-рому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в со-ответствии, с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение госу-дарственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огром-ный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячеле-тиями. Но тем не менее начало, причем весьма обнадеживающее, было по-ложено. Важно было теперь не сбиться с этого пути.

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение при-обретают проблемы политическом власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государст-венных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредст-вом режима господства права и в частных, ив публично-политических отно-шениях. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой госу-дарственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего пред-принял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государст-ва он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспе-чения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государствен-ных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республи-ка в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими се-мействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехо-да от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, ис-ключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуаль-ную свободу посредством права.

.........

Заключение:

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод:

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности госу-дарственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного разви-тия.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою дея-тельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах разви-тия человеческой цивилизации (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Поли-бий, Цицерон). Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно всегда оставалось и остается государством. Что это означает? Во-первых, то, что оно не отожде-ствляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитиче-ских организаций. А во-вторых, что оно помимо своих собственных специ-фических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, свои-ми обще родовыми признаками и чертами.

По сравнению, например, с негосударственными организациями оно, как и любое другое государство, обладает публичной властью. Выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.

..........

Похожие работы на данную тему