Анализ безубыточности и пути увеличения прибыли предприятия

Название работы: Анализ безубыточности и пути увеличения прибыли предприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Финансовый менеджмент, финансовая математика

Страниц:

33 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА 5

1.2. СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 6

1.3. ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10

1.4. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 12

2. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ 16

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ И ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 16

2.2. АНАЛИЗ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Выдержка:

Введение:

Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма мо-жет стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способ-ствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собст-венного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а впоследствии и экономической прибыли, что оп-ределяет важность и актуальность выбранной темы. Целью данной работы яв-ляется исследование проблемы безубыточности деятельности фирмы с точки зрения экономической теории, вопросов определения точки безубыточности фирмы, анализа безубыточной деятельности фирмы и планирования безубы-точности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в со-стоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в рас-ходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях оп-ределение безубыточности звучит следующим образом:

Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производст-во продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле эко-номической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, су-ществуют более выгодные способы использования капитала, которые позволя-ют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубы-точности является одновременно и неким критерием эффективности деятель-ности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэф-фективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существо-вания фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.

Глава 2:

5. Цена реализации выпуска не меняется. Наиболее уязвимое предположе-ние, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, си-туации на рынке товаров-субститутов и т.д. Затраты фирмы на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети и т.п. могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации. Здесь мы вступаем в об-ласть анализа результатов изменения двух или более факторов, влияющих на анализ. Однако, такой анализ весьма сложен, и в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход.

6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняют-ся. Ситуация аналогичная с п. 5. Весьма спорное предположение, однако это сильно облегчает анализ.

7. Производительность не меняется.

8. Отсутствуют структурные сдвиги. Остановимся на данном предположе-нии. До сих пор мы рассматривали производство одного изделия. Соответст-венно, не возникали проблемы распределения издержек на различные изделия, определения их цен, определения эффективности производства каждого из из-делий.

Пусть ООО «Альтаир» производит два вида изделий А и В, затраты на производство которых, цены и маржинальный доход сведены в нижеприведен-ную таблицу:

А В

Переменные расходы на единицу, руб. 80 100

Цена, руб. 110 140

Маржинальный доход на единицу, руб. 30 40

Постоянные расходы ООО «Альтаир» составляют 30000 руб.. Определим точки безубыточности ООО «Альтаир» для следующих двух структур выпуска:

I структура

2 изделия А и 1 изделие В.

II структура

3 изделия А и 4 изделия В.

Для каждой выбранной структуры мы рассматриваем структурный набор как одно изделие, следовательно, для структуры I:

Переменные расходы на 2 изделия А и 1 изделие В, руб.:

2 х 80 + 1 х 100 = 260 руб.

Цена 2 изделий А и 1 изделия В, руб.

2 х 110 + 1 х140 = 360 руб.

Маржинальный доход на 2 изделия А и 1 изделие В, руб.

360 - 260 = 100

Тогда критический объем производства равен:

30000 руб. / 100 = 300 штук структурных наборов,

или 300 х 2 = 600 изделий А

и 300 х 1 = 300 изделий В.

Для структуры II:

Переменные расходы на 3 изделия А и 4 изделия В, руб.

3 х 80 + 4 х 100 = 640

Цена 3 изделий А и 4 изделий В, руб.

3 х 110 + 4 х 140 = 890

Маржинальный доход на 3 изделия А и 4 изделия В, руб.

890 - 640 = 250

Критический объем производства:

30000 руб. / 250 = 120 штук структурных наборов,

или 120 х 3 = 360 изделий А

и 120 х 4 = 480 изделий В.

Ясно, что анализ при условии изменчивой структуры выпуска требует привлечения дополнительных критериев для оценки эффективности той или иной структуры выпуска. Точный анализ точки безубыточности возможен лишь при определенной структуре производства.

9. На затраты релевантно влияет только объем производства. Очень важ-ное для анализа предположение. Мы абстрагируемся от влияния внешней сре-ды и причисляем к постоянным затратам все не зависящие от объема выпуска издержки производства.

10. Объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны.

Реальный мир не удовлетворяет всем перечисленным выше допущениям. Однако, мы можем аппроксимировать методы анализа к реальному миру с по-мощью приема, известного как чувствительный анализ. Чувствительный анализ использует прием «что будет, если», который предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные допущения не будут достигнуты или ситуация с допусками изменится. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, то есть та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

Заключение:

Вопросы анализа точки безубыточности наиболее интересны в двух аспек-тах: анализ нынешнего состояния дел на предприятии и прогноз будущего со-стояния фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существен-ных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уров-ня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обес-печения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.

Процесс составления плана безубыточности деятельности фирмы является частью составления общего финансового плана фирмы. Рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности:

I. Анализ состояния дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. Подразуме-вается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования струк-туры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию из-держек помимо часто производственных и технических вопросов немаловаж-ное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положитель-ное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу та-ких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребите-лей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется дея-тельность фирмы и т.д.

II. Прогноз будущих цен на факторы производства и на готовую продук-цию. На основе данных, изображенных в п.I осуществляется прогнозное пла-нирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям, рассматривав-шимся в п.I, анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью эко-номико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможно-сти для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности, могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов.

III. Расчет переменных и постоянных затрат.

По спрогнозированным значениям цен и непроизводственных затрат, не-обходимо рассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необ-ходимо спланировать применение объема незавершенного производства и сте-пень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источ-ники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлетво-ряется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необ-ходимо включить расходы по полученным кредитам.

IV. Расчет точки безубыточности.

Определяем точку безубыточности на основе расчета себестоимости изде-лий и предположительной цены реализации. После расчета объема производст-ва, необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная величина маржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит от ста-бильности внешней среды, в которой действует фирма. Естественно, что чем более нестабильна внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и реализации продукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности.

Похожие работы на данную тему