Формирование понятия о форме предметов в повседневной жизни детского сада и в процессе систематического обучения на занятиях

Название работы: Формирование понятия о форме предметов в повседневной жизни детского сада и в процессе систематического обучения на занятиях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..

I. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу изучения особенностей формирования понятия о форме предметов в повседневной жизни детского сада и в процессе систематического обучения на занятиях……………………………………..……………...

1. История развития понятия о форме……………...…………………..

2. Формирование представлений о форме в дошкольном учреждении

2.1. Формирование представлений о форме в процессе систематического обучения в ДОУ…….....……………………..……...

2.2. Формирование представлений о форме в повседневной жизни детского сада……………………………………………………………..

II. Экспериментальное изучение возможностей формирования представлений о форме у дошкольников в повседневной жизни детского сада и в процессе систематического обучения на занятиях...

Заключение………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………

Приложение

Выдержка:

Введение:

Для полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста необходимо всемерно обогащать и расширять конкретно-чувственный опыт дошкольников. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, самостоятельно ребенок не может разобраться в нем без целенаправленного воспитания. К моменту поступления в школу необходимо сформировать у него представления о форме предметов. Именно на это направлено сенсорное воспитание, целью которого является целенаправленное педагогическое формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. В младшем дошкольном возрасте такая работа лишь начинает проводиться, поэтому итак важно не упустить этот этап и помочь ребенку разобраться в таком разнообразии форм. Несмотря на большое количество фактического теоретического материала, вопрос о формировании представлений о форме в процессе повседневной деятельности и на занятиях в ДОУ разработан мало. Исходя из этого, мы считаем выбранную тему важной и требующей тщательного изучения.

Целью данного исследования является изучение особенностей формирования понятия о форме предметов в повседневной жизни детского сада и в процессе систематического обучения на занятиях.

Предметом исследования является процесс формирования понятия о форме предметов в повседневной жизни детского сада и в процессе систематического обучения на занятиях.

Объект исследования – систематическое обучение и система дидактических игр и упражнений как средство формирования представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста.

...............

Глава 2:

Для определения уровня развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста мы взяли группу детей в количестве 16 человек. Возраст детей – 3-4,5 года. Исследование проводилось на базе УДУ ООО «УГП» детского сада «Родничок» г. Новый Уренгой.

При проведении констатирующего эксперимента мы выявили начальный уровень сформированности представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста.

Для этого мы использовали диагностическую карту. Эта карта предназначена для выявления знаний детей четвертого года жизни по разделу «Формирование элементарных математических представлений. Сформированность представлений о форме» [8, с. 12]. Согласно программным требованиям во второй младшей группе дети должны:

- распознавать и называть круг, квадрат, треугольник.

Детям давались следующие задания:

Задание № 1. «Подбери пару»

Цель: определить умение детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры, которые можно объединить по парам (круг, шар; домики, корзинки большие и маленькие).

Задание № 2. «Найди предмет такой же формы».

Цель: определить умение детей выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), предметы круглой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (кубики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка).

Задание № 3. «Найди домик».

Цель: определить умение детей целенаправленно воспринимать форму предметов.

Материал: два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом комплекте. Три – основные, остальные для различения основных фигур.

Задание № 4. «Найди фигуру»

Цель: определить умение зрительно воспринимать геометрические фигуры.

Материал: чертежи геометрических фигур.

Задание № 5. «Волшебный мешочек» («Что принесла нам кукла»).

Цель: установить умение детей определять форму предмета и называть его.

Материал: кукла, мешочек, всевозможные небольшие игрушки, которые отличаются друг от друга, но знакомы детям.

.........

Заключение:

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования и проведенное экспериментальное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

Математическое развитие детей четвертого года жизни осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях. Игры в повседневной детской деятельности, организуемые в основном как совместные, разнообразны. Это игры, способствующие сенсорному и общему умственному развитию («Сложи узор», «Уголки», «Сложи куб», «Составь картинку», «Дорисуй», «Что это?» и др.); освоению форм, овладению счетом, различению и использованию цифр, условных знаков («Домино», «Лото» и др.).

Игровые материалы, учебно-игровые пособия включают счеты, разноцветные кубы, шары, лучинки, счетные палочки, мелкий счетный материал, альбомы, разрезные картинки, матрешки, пирамидки, фланелеграфы, магнитные доски и многое другое.

Процесс познания форм, количественных отношений детьми младшего дошкольного возраста осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Воспитатель направляет внимание ребенка на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение, пользуется определенной терминологией, побуждает детей к ее использованию в речи.

Похожие работы на данную тему