Управление оборотными активами

Название работы: Управление оборотными активами

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Финансовый менеджмент, финансовая математика

Страниц:

40 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретическая часть 4

1.1. Сущность, состав и классификация оборотных активов (капитала) 4

1.2. Управление запасами. Нормирование. Оптимизация размера партии заказа 8

1.3. Управление дебиторской задолженностью 16

1.4. Оптимизация остатка денежных средств 23

Глава 2. Практическая часть 31

Заключение 38

Список использованной литературы: 39

Приложения 40

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования. Проблемы управления оборотным капиталом хозяйствующего субъекта привлекают все больше внимание представителей отечественной финансовой науки. Это обусловлено трансформационными процессами, происходящими в российской экономике, развитием не только разнообразных форм собственности, но и многообразием хозяйственного поведения собственников и менеджеров предприятий. Хозяйственной практикой становятся востребованы нетрадиционные, уникальные решения, основанные на глубоком синтезе достижений современной финансовой теории и опыта финансового управления.

Анализ эффективности использования оборотных средств предприятий производится значительным числом хозяйствующих субъектов. Однако, финансовые службы, как правило, используют стандартный набор показателей, рекомендованный Министерством экономики РФ, Госкомстатом России и т.п., в то время, как финансовая наука располагает достаточно широким выбором методик анализа эффективности использования оборотных средств предприятия (рейтинговая (бальная) оценка, финансовая диагностика, ревизия и аудит). Тем не менее, не существует комплексных методик, направленных на выявление проблемных участков в области управления оборотными средствами в разрезе отраслей промышленности.

Как правило, на большинстве российских предприятий существуют трудности с планированием величины оборотного капитала. Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений. Плановые данные значительно отличаются от фактических. Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не даёт возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия. При таких методах планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.

Одним из блоков анализа эффективности использования оборотных средств предприятия является расчет издержек финансирования оборотного капитала по стадиям производственно-коммерческого цикла. Большинство предприятий не рассчитывают издержки финансирования, что связано, прежде всего, с отсутствием необходимых знаний в области определения экономической выгоды от ускорения оборачиваемости отдельных видов активов.

Глава 2:

Как видно из таблицы 1, при удержании ежемесячного коэффициента инкассации в пределах единицы можно говорить о стабильном непрерывном контроле за дебиторской задолженностью. Текущий 2006 год, видимо, окажется менее удачным из-за недружественного поглощения одного из основных клиентов «Маяка» и банкротства еще двух достаточно важных потребителей. В результате сложившейся ситуации сумма невозвращенных кредитов составила на август 6300 тыс. руб., причем перспективы возврата весьма неясны. Но, тем не менее, при наличии данных воздействий среды ситуация находится под контролем, так как судебную тяжбу с новыми хозяевами поглощенного предприятия ведет «Сибнефть» при участии заинтересованной стороны – банка «Ангстрем». Возможно, что вскоре кредит будет погашен, а издержки оплачены.

В завершении разговора о дебиторской задолженности следует сказать, что вопросы ранжирования «дебиторки» следует научиться решать самостоятельно, не дожидаясь лучших времен. Любое предприятие в силах сформировать как собственную кредитную политику в сфере коммерческого кредитования, так и собственную договорную базу в данной области, причем все это будет происходить в рамках существующего законодательства. Никто не мешает стороне, отгружаемой продукцию, составить определенные условия при взаимодействии с клиентом. Никто не мешает предприятию организовать взаимодействие с банками по страхованию сделок. Конечно же, проценты в коммерческих банках сегодня прости разбойничьи, но при правильно организованной политике, уже в течение года предприятие сможет вернуть свои издержки за счет своевременных платежей по коммерческим кредитам дебиторами. Этого забывать не нужно.

Если говорить о сроках возврата, после которых начинается невозврат дебиторской задолженности, то они могут быть любыми в разумных пределах. Но главное, чтобы они были доведены до сведения второй стороны и были разумно определены в соответствии с возможностями клиента.

Например, у «Маяка» процесс организован довольно четко. Так, при истечении первых суток после завершения срока возврата коммерческого кредита (от 3 до 43 дней с момента отгрузки продукции со склада), клиент получает извещение по телефону, Эл. Почте или факсу о необходимости погасить кредит в течение следующих суток. Далее следуют меры, которые являются коммерческой тайной компании, но они совершенно законны и эффективны.

Резервный фонд можно создать в размере, не более 10% от валовой прибыли. Но с ним очень много волокиты, налоговая не очень хочет его принимать, особенно, если компания крупная и известная, поэтому "Маяк", в принципе, его не создает, это проще, т.к. ГК РФ не настаивает на создании. Сейчас всем нужны живые деньги, тем более, что бухгалтерия компании для ФНС РФ может отличаться от внутренней бухгалтерии. Поэтому можно и нужно отдать налоговой сполна, но долги с клиента выбить любыми законными путями. Это и является научной новизной в практической экономике.

Юридические лица вправе создавать резервы компенсации сомнительных долгов по расчетам с юридическими и физическими лицами. Сомнительный долг - дебиторская задолженность организаций и граждан, не погашенная в срок и не обеспеченная соответствующими гарантиями (например, залоговыми обязательствами). Резерв таких долгов рекомендуется создавать в конце года после проведения инвентаризации дебиторской задолженности организации и отражения по каждому сомнительному долгу вероятности его погашения.

В случае погашения безнадежным дебитором своего долга организация-кредитор обязана в конце следующего года восстановить на величину возвращенной суммы зарезервированную часть долга.

При создании резерва в бухгалтерском учете делается запись:

Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки»,

Кредит сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам».

При присоединении неизрасходованных сумм к прибыли очередного года производится обратная запись.

На практике создать резервный фонд по сомнительным долгам удается далеко не всегда, так как это само по себе не выгодно, т.к. имеет место наличие «мертвого капитала», что недопустимо и, кроме того, обычно развивающееся предприятие редко имеет «лишние деньги», не распределенные заранее по расходным статьям.

На анализируемом предприятии практикуется иной способ работы с сомнительными долгами, который предполагает следующие этапы:

1. Всякий сомнительный долг может быть заранее спрогнозирован с вероятностью 50%, что уже, само по себе, немало;

2. В кредитном договоре, который заключается между поставщиком и потребителем (по индивидуальной схеме), указаны возможные действия кредитора в случае возникновения неплатежа. Обычно кредитор передает права требования по факторингу одному из двух банков, клиентом которого является (можно добавить, что данные банки обслуживают компанию «Сибнефть», которая является владельцем контрольного пакета акций «Маяка». В случае, когда клиент достаточно важен для кредитора и пользуется доверием, то вместо факторинга используется банковское страхование кредита, что само по себе более громоздко, но также лучше, нежели списывать дебиторскую задолженность в убыток.

По возникшим до 2005 года задолженностям были произведены различные меры взаимодействия с клиентами (в том числе и перезачеты долгов и даже пресловутый бартер), но ни одной задолженности за два года списано в убыток не было. Это политика нового менеджмента компании, которая неуклонно проводится в рамках стратегии бизнеса организации.

На судебном уровне, если возникают подобные споры с должниками, компания настаивает на возвращении долга любыми путями и чаще всего добивается своего. Думаю, что такая практика в недалеком будущем будет повсеместно, т.к. списывать чьи-то долги в убыток – практика, приемлемая скорее для плановой экономики, но не для современного бизнеса.

Нужно добавить, что в отделе сбыта головного предприятия «Маяк» работают бухгалтер, юрист и два (!) менеджера, один из которых занимается вопросами качества отгрузки и безопасностью проводки груза до потребителя при желании заказчика.

Политика сбыта компании, как и общая коммерческая политика предполагает непрерывный мониторинг всех расходов и поступлений в организации, поэтому понятие «конец года» является важным скорее для федеральных структур, нежели для компании. По крайней мере, долги на конец года стараются не списывать. Пока что удается работать в данном режиме.

Заключение:

Рыночная экономика, при всем разнообразии её моделей, характеризуется как социально-ориентированное хозяйство, предполагающее обязательное государственное регулирование. Огромную роль в структуре рыночных отношений играют финансы. Проводимый Россией стратегический курс реформирования экономики предполагает усиление ответственности хозяйствующих субъектов за результаты деятельности, устойчивость финансового положения.

Недооценка роли организации и управления финансами, которая наблюдалась в первые перестроечные годы, негативно отразилась на финансовом положении предприятий. Нехватка оборотных средств у субъектов хозяйствования в годы реформ образовалась под воздействием двух групп факторов.

Первая обусловлена обстоятельствами и принятием решений на макроуровне. К их числу следует отнести: введение налогов с фонда оплаты труда, приведшее к росту себестоимости продукции и увеличению недостатка оборотных средств; введение налога на добавленную стоимость, увеличившее потребность предприятий в оборотных средствах на приобретение сырья, материалов, комплектующих; введение ряда других налогов с оборота, потребовавшее дополнительных вложений предприятий в оборотные средства; неразвитость банковской системы, которая ещё не ориентирована на поддержку реального производителя, что не позволило предприятиям своевременно восполнить нехватку оборотных средств; высокий уровень инфляции; изъятие в бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, другим налогам.

Вторая группа факторов связана с деятельностью самих предприятий: недостаточность внимания к организации оборотных средств и, прежде всего, к их нормированию; нецелевое использование оборотных средств; отвлечение оборотных средств из процесса производства; недостаточно обоснованный подход к выбору поставщиков, подрядчиков и потребителей товаров и услуг; низкий уровень управления дебиторской и кредиторской задолженностью; малая эффективность системы банкротства; слабая подготовка финансовых управляющих на предприятиях.

Одной из главных задач, стоящих перед экономикой России и каждого хозяйствующего субъекта для достижения целей является финансовое оздоровление. Решение этой задачи невозможно без повышения эффективности использования основных и оборотных средств субъектов рыночного хозяйства. Финансово-кредитный механизм может эффективно функционировать только при условии достаточности собственных средств предприятий.

Похожие работы на данную тему