Введение:
Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
В условиях рыночных отношений человек может обеспе¬чить удовлетворение своих потребностей лишь путем получе¬ния дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть насе¬ления, которая не имеет собственности и не в состоянии тру¬диться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособ¬ность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, нацио¬нальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти ка¬тегории населения не выживут без защиты и социальной по¬мощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.
Глава 3:
Большинство видов социальных рисков успешно поддаются страхованию через систему негосударственного страхования, функционирующей на основе объединения частных рисков отдельных индивидов общества, и их раскладе во времени и пространстве. В то же время, социальные риски, с которыми сталкивается не отдельный индивид, а общество в целом, гораздо сложнее застраховать отдельно взятой (даже достаточно крупной) негосударственной страховой компании. В связи с чем страхование социальных рисков относится, в основном, к компетенции государственной системы социального страхования.
Для частной страховой компании социальный риск означает возможность одновременного возникновения страхового случая у очень значительной части страхователей. В отличие от частных страховщиков, государство способно справиться с социальными рисками благодаря недоступному для частных компаний всеобщему охвату страхованием.
Преимущества осуществления социального страхования в государственной форме над негосударственной:
1. Наличие государственных гарантий осуществления выплаты страхового возмещения, которые провозглашены в Конституции РФ и обеспечиваются достаточно обширными финансовыми ресурсами.
2. Экономия на расходах по ведению страхового процесса в связи с широтой расклада страховой суммы между всеми участниками обязательного страхования, то есть всем населением страны и соответствующем снижении размера страхового риска, а так же экономия на административных расходах в связи с единой системой управления страховым процессом.
3. Наличие у государства права принудительного изменения условий страхования в целях сохранения стабильности страхового процесса в условиях экономического кризиса – отмена отдельных видов государственных пособий, снижение их размера.
Заключение:
Право на социальное обеспечение граждан России записано в ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В современных условиях важной актуальной задачей является определение перспектив развития социального страхования, методов повышения эффективности его организации. Система социального страхования должна развиваться в соответствии с гарантиями Конституции РФ, обеспечивая защиту населения от широкого круга социальных и профессиональных рисков. Это требует наряду с повышением эффективности государственного социального страхования широкого развития его негосударственных форм: профессионального, корпоративного, территориального и т.д. В настоящее время совершенно очевидно, что только государственное страхование уже не в состоянии обеспечить социальную защиту населения на должном уровне. Не охвачены социальным страхованием значительные группы населения: лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, незанятое население; используемые в обязательном государственном социальном страховании страховые технологии непригодны для вовлечения этих социальных групп населения в процесс социального страхования. Введение единого социального налога (взноса), ликвидация государственного фонда занятости, осуществлявшего страхование безработицы, снижение тарифа страхового взноса привели к существенным изменениям как перечня страхуемых рисков, так и объема средств, направляемых на их страхование. Это негативно сказывается на качестве и уровне оказываемых услуг.