Курсовая теория по теме: Онтогенез нервной системы

Название работы: Онтогенез нервной системы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Медицина, здравоохранение

Страниц:

47 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

1. Понятие онтогенеза

2. Онтогенез нервной системы человека

2.2. Пренатальный период онтогенеза

2.2.2. Морфогенез

2.2.3. Гистогенез

2.3. Постнатальный период онтогенеза

2.3.1.Возрастное развитие нервной системы человека

2.3.2. Становления нервно-психических функций в онтогенезе.

3. Строение нервной системы человека

3.1. Нервная ткань

3.2. Отделы нервной системы

Выдержка:

Основная часть:

Онтогенез (от греч. Ón. род. п. Óntos – сущее и ...генез - происхождение), совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие организма).

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка. В настоящее время распространена возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.

................

Следующим этапом онтогенеза нервной системы, прежде всего головного и спинного мозга, являются роды. Протекание этого периода во многом зависит и от качества акушерской помощи. Наиболее частыми причинами формирования дефектов нервной системы в этот период онтогенеза являются родовые травмы и асфиксия плода.

Головной мозг плода к моменту родов внешне достаточно сформирован, но кора плохо дифференцирована. Вес мозга новорожденного 360 - 370гр. У младенца нет альфа ритм.

Важным этапом онтогенеза является период новорожденности и раннего детства. В этот период возможны как воздействия вредных факторов окружающей среды (и прежде всего нарушение режима ухода и питания, травмы и заболевания), так и дефекты воспитания. В этот же период проявляются (выявляются) и первые фенотипические особенности (аномалии) мозговой деятельности.

В норме человек рождается с 20 миллиардами нервных клеток. К моменту рождения лишь часть из них уже вполне созрели и включены в работу соответствующих анализаторов: двигательного, чувствительного, обонятельного и др. Основная же масса нервных клеток, особенно расположенных в больших полушариях головного мозга и его коры, еще "безработные", у многих из них еще мало отростков. Так, клетки зрительного и слухового анализатора включаются в работу в первые дни и недели после рождения, речедвигательный анализатор формируется к 3-5 годам жизни, способность к чтению и письму формируется еще позже. Удвоение веса мозга происходит к 8-9 месяцам ребенка. Окончательный вес устанавливается у мужчин к 19-20 годам, у женщин к 16-18 годам. Отсюда и народная поговорка "В двадцать лет ума нет - и не будет".

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких “критических периода” или “возрастного кризиса”.

Таблица №3

«Критические периоды» в постнатальном развитии

нервной системы

Возраст Изменяющиеся факторы Последствия

от 2х до 4х лет Развитие сферы общения с внешним миром. Развитие формы речи. Развитие формы сознания. Повышение воспитательных требований. Повышение двигательной деятельности

с 6 до 8 лет Новые люди. Новые друзья. Новые обязанности Уменьшение двигательной деятельности

с 11 до 15 лет Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Расширение круга общения

Конфликты в семье и в школе. Вспыльчивый характер

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма. Без нее было бы невозможно соединение бесчисленного множества клеток, тканей, органов в единое гормональное работающее целое.

Ни в коем случае мозг человека не следует рассматривать, как нечто застывшее и неизменное, т.к. в процессе онтогенетического развития он претерпевает значительные изменения. Даже в анатомическом отношении мозг новорожденного отличается мозга взрослого человека, т.к. в процессе индивидуального развития происходит возрастное эволюционирование мозговых структур. Но даже после завершения морфологического созревания нервной системы человека существует необъятная возможность совершенствования, перестройки и нового образования функциональных систем.

Развитие важнейших функциональных систем мозга.

Объединение различных нервных элементов, участвующих в обеспечении какой либо функции называют функциональной системой. Она является важнейшим саморегулирующимся механизмом мозга. Именно по способности отдельных элементов нервной системы регулировать определенные функции можно судить о уровне индивидуального развития нервной системы. Из этого следует, что процессы онтогенеза или развития нервной системы можно понять с позиции системогенеза, т. е. посистемного развития нервных элиментов. Основы учения со системогенезе были заложены выдающимся советским физиологом П.К. Анохиным.

.............

Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Центральный отдел представлен головным и спинным мозгом, защищенным оболочками из соединительной ткани. К периферическому отделу относятся нервы и нервные узлы.

Часть нервной системы, которая регулирует работу скелетных мышц, называют соматической. Посредством соматической нервной систем человек может управлять движениями, произвольно вызывать или прекращать их. Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов называют автономной. Работа автономной нервной системы не подчиняется воли человека. Нельзя, например, по желанию остановить сердце, ускорить процесс пищеварения, задержать потоотделение.

В автономной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический. Большинство внутренних органов снабжаются нервами этих двух отделов. Как правило, они оказывают противоположные влияния на органы. Например, симпатический нерв усиливает и ускорят работу сердца, а парасимпатический – замедляет и ослабляет ее.

Рефлекс.

Рисунок 7

Рефлекторная дуга

Рефлекторная дуга. Ответную реакцию на раздражение организма, осуществляемую и контролируемую центральной нервной системой, называют рефлексом. Путь, по которому по которому проводятся нервные импульсы при осуществления рефлекса, называют рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга состоит из пяти частей: рецептора, чувствительного пути, участка центральной нервной системы, двигательного пути и рабочего органа.

Рефлекторная дуга начинается рецептором. Каждый рецептор воспринимает определенный раздражитель: свет, звук, прикосновение, запах, температуру и др. Рецепторы преобразуют эти раздражители в нервные импульсы – сигналы нервной системы. Нервные импульсы имеют электрическую природу, распространяются по мембранам длинных отростков нейронов и одинаковы у животных и человека. От рецептора нервные импульсы по чувствительному пути передаются в центральную нервную систему. Этот путь образован чувствительным нейроном. От центральной нервной системы импульсы по двигательному пути идут к рабочему органу. В состав большинства рефлекторных дуг входят и вставочные нейроны, которые находятся как в спинном, так и в головном мозге.

Рефлексы человека разнообразны. Некоторые из них очень просты. Например, отдергивание руки в ответ на укол или ожог кожи, чихание при попадании посторонних частиц в носовую полость. Во время рефлекторной реакции рецепторы рабочих органов передают сигналы в центральную нервную систему, которая контролирует, на сколько реакция эффективна.

Таким образом, образом принцип работы нервной системы рефлекторный.

Строение спинного мозга.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. В центре спинного мозга проходит узкий спинной канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Центральная часть спинного мозга образована серым веществом, которое состоит из вставочных и двигательных нейронов. Вокруг серого вещества расположено белое вещество, образовано длинными отростками нейронов. Они направляются вверх или вниз вдоль спинного мозга, образуя восходящие и нисходящие проводящие пути.

От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нейронов, каждый из которых начинается двумя корешками: передним и задним.

Задние корешки – это аксоны чувствительных нейронов. Скопление тел этих нейронов образуют спинномозговые узлы. Передние корешки – это аксоны двигательных нейронов.

Функции спинного мозга: рефлекторная (обеспечивает движение) и проводниковая.

Через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связано сокращение скелетных мышц тела (кроме мышц головы).

Спинной мозг вместе с головным мозгом регулирует работу внутренних органов: сердца, желудка, мочевого пузыря, половых органов.

Белое вещество спинного мозга обеспечивает связь, согласованную работу всех отделов центральной нервной системы, осуществляя проводниковую функцию. .........

Похожие работы на данную тему