Влияние социально психологического климата

Название работы: Влияние социально психологического климата

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

56 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 7

1.1 Понятие конфликта. 7

1.2. Феномен педагогического конфликта 7

1.3. Конфликт в форме вербальной агрессии педагога как особый тип конфликта 9

1.4. Классификация стилей поведения в педагогическом конфликте для педагогов 11

1.4.1. Конфликт конкуренции 11

1.4.2. Конфликт ухода 13

1.4.3. Конфликт приспособления 14

1.4.4. Конфликт сотрудничества 15

1.4.5. Конфликт компромисса. 16

Выводы по главе 18

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 20

2.1. Понятие о социально – психологическом климате в коллективе. 20

2.1.1. Климат в коллективе 20

2.1.2. Типы взаимного влияния 23

2.2. Социально-психологический климат педагогического коллектива 25

2.3. Влияние социально – психологического климата на развитие конфликтов 30

2.4. Педагогический конфликт в структуре социально – психологического климата в коллективе 30

2.5. Методы предупреждения и разрешения педагогических конфликтов 34

2.5.1. Предотвращение инцидента. 35

2.5.2. Разрешение конфликтной ситуации и конфликта. 36

2.5.3. Моделирование педагогических конфликтных ситуаций 37

Выводы по главе 38

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 40

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 40

3.2. Организация и методика исследования 41

3.2.1. Методика оценки психологического климата в педагогическом коллективе. 42

3.2.2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. 44

3.3. Результаты и их обсуждение 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ I. ЦИФРОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 53

ПРИЛОЖЕНИЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 57

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в педагогическом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены школьного социума: педагоги, родители, учащиеся. Нередко при этом легко разрушаются с таким трудом налаженные связи.

В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Однако в педагогическом коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-психологического климата. И коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.

Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их. А это возможно лишь при высоком уровне развития коллектива и благоприятного социально-психологического климата.

Целью данной курсовой работы является анализ влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть феномен педагогического конфликта.

3. Проанализировать особенности влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.

4. Провести эмпирическое исследование влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.

Глава 3:

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди сосуществуют в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Заключение:

Целью данной курсовой работы выступал анализ влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.

Были реализованы следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть феномен педагогического конфликта.

3. Проанализировать особенности влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.

4. Провести эмпирическое исследование влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.

Предметом исследования был анализ влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.

Объектом исследования были участники педагогического процесса в ходе конфликтной ситуации.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что социально-психологический климат и уровень конфликтности в городских и сельских школах будет существенно отличаться.

И в заключение необходимо отметить, что конфликт (от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Психологи выделяют три основные группы конфликтов, возникающих в педагогическом коллективе. Первая группа – профессиональные конфликты. Они возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Вторая группа – конфликты ожиданий. Третья группа – конфликты личностной несовместимости, возникающие в результате личностных особенностей участников педагогического процесса. Классификация стилей поведения в педагогическом конфликте для педагогов включает в себя конфликт конкуренции, конфликт ухода, конфликт приспособления, конфликт сотрудничества, конфликт компромисса.

В настоящее время, когда придаётся большое значение тому, как происходит социализация личности, возникает острая необходимость в людях владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Общеобразовательная школа не может стоять в стороне от решения этой задачи. Психологический климат – объективно существующее явление. В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата. К таким характеристикам относятся: удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда; признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров; мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе; высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом; сплоченность и организованность членов коллектива; сознательная дисциплина; продуктивность работы; отсутствие текучести кадров.

Похожие работы на данную тему