Формирование нравственности младших школьников в условиях взаимодействия учреждений социокультурной сферы с семьей

Название работы: Формирование нравственности младших школьников в условиях взаимодействия учреждений социокультурной сферы с семьей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

48 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема нравственного поведения подрастающего

поколения: методология, теория…………………………………………….8

1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы нравственного

воспитания детей младшего школьного возраста………………………….8

1.2. Роль семьи в воспитании нравственных качеств детей

младшего школьного возраста……………………………………………..11

1.3. Школа в системе факторов, влияющих на формирование

нравственности детей…………………………………………………….…18

Глава 2. Взаимодействие учреждений социально-культурной

сферы в формировании нравственности младших школьников

(на примере школы № 93 Иркутской области Тайшетского района)…....22

2.1. Специфика деятельности школы и Дома культуры в

нравственном воспитании подрастающего поколения………..…………..22

2.2. Программа социологического исследования по изучению

нравственности детей младшего школьного возраста………….…………24

2.3. Проект программы по нравственному воспитанию

младших школьников………………………………………..………………28

Заключение…………………………………………………..…………….....38

Глоссарий……………………………………………………..…...…………40

Библиография…………………………………………………......……….…43

Приложение……………………………………………………......…………47

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена востребованностью социологического знания о взаимодействии семьи и школы в меняющейся системе культуры. Существенную роль в системе социологического воздействия на семью могут и должны сыграть учреждения социально-культурной сферы, призванные способствовать утверждению новых качеств жизни людей, «включающих в себя коллективизм и товарищество, уверенность каждого человека в завтрашнем дне, высокую культуру труда, поведения и потребления.»

Одним из направлений национальной безопасности страны является преодоление разрушительных тенденций в духовном развитии общества, формирование такой социально-культурной политики, которая бы ориентировалась на смысл, ценности, традиции России. Именно поэтому среди мер реформирования системы общего образования выделяются задачи, направленные на повышение культурного процесса, который предполагает, что школа должна остаться ведущим институтом воспитания подрастающего поколения.

В целях повышения воспитательного потенциала культурного процесса необходимо, с точки зрения Минобразования России, становление ценностно-идеологической общности участников культурного процесса основанного на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и «идей государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для российской культуры».

Глава 2:

По результатам этого теста определяется кругозор детей, их творческие способности, их психика и настроение, положение и взаимоотношения в семье, интересы детей.

Работа над совершенствованием воспитательного процесса, развивает в детях творческие способности, нравственные нормы поведения в школе, семье и обществе, раскрывая и поддерживая в детях талант, индивидуальную «изюминку» каждого ребенка.

Содержание процесса воспитания определяется в комплексном решении задач по нравственно-эстетическому воспитанию детей.

Это – воспитание норм этики через различные формы воспитания;

- воспитание и развитие эстетических способностей, вкусов, восприятий;

- работа и помощь родителей в привитии детям самых ценных духовных человеческих качеств.

Организация воспитательного процесса проявляется в формах и приемах воспитания. В воспитательной работе используются такие формы, как этические беседы с детьми, инсценирование различных рассказов на нравственные темы с последующим анализом, игры, викторины, спектакли, детские и семейные праздники, концерты, творческие сочинения, сочинения стихов и загадок о дружбе, помощи, групповая защита мнений. Используются такие приемы, как анкетирование, тестирование детей. В анкетах бывают такие вопросы:

Что лучше? Быть:

1. Красивым мальчиком /девочкой/

2. Порядочным человеком.

Что лучше:

1. Дарить кому-то подарок.

2. Получать подарок самому.

Что выберешь:

1. Шоколад

2. Книгу

3. Игрушку

и другие.

В тестах предлагаются детям небольшие психологические ситуации и три ответа к ним, один из которых надо ребенку выбрать.

Например:

1. После завтрака, надо говорить маме «спасибо»?

а) нет

б) иногда

в) всегда

2. В коридоре твой друг натолкнулся на учительницу, и она уронила тетради. Ты

а) извинишься перед ней за товарища

б) догонишь и вернешь друга собрать тетради

Заключение:

Таким образом, само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая

грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Характер взаимоотношений семья - ребенок - школа и учитель нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса ).

В проведенном исследовании мы выявили, что немаловажным моментом в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста играет непосредственное окружение ребенка.

Основной источник положительных эмоций и этических норм является его семья, школа же в данном возрасте играет второстепенную роль, так как ребенок еще только адаптируется в школьном коллективе, но уже заметны сдвиги в положительную сторону. Ребенок учится общению, общим нормам и правилам поведения в школе, дружественное отношение к товарищам по классу и уважение учителя. Также внеклассные занятия способствуют нравственному развитию ребенка.

Похожие работы на данную тему