Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента

Название работы: Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Философия

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 4

2. СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Выдержка:

Введение:

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпре-тации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнару-живают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, полу-чивших в науковедении название методологических.

Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием "методология" видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от обра-зовательной практики. Между тем методология - это "система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельно-сти". Видный психолог С.Л. Рубинштейн писал, что "вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические во-просы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жиз-ни". Есть и другие определения методологии как "учения о методе научного по-знания и преобразования мира". В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принци-пах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Ме-тодология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследователь-ских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследова-тельских задач.

Эти определения методологии не противоречат друг другу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлек-сии, осознание исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта. Исходя из этого, методологию науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о по-знании и преобразовании действительности.

Глава 2:

Эксперимент (от лат. проба, опыт)-метод познания, основанный на кон-тролируемом взаимодействии исследующей системы (человек со специальны-ми инструментами) с исследуемой системой (объект исследования в заданных экспериментатором условиях), планирование которого осуществляется на ос-новании исходных идей, теорий, знаний. Совокупность экспериментальных ре-зультатов служит основой для идеализированной модели исследуемого объекта как предмета описания теории. Согласно замечанию Гегеля, в эксперименталь-ной познавательной деятельности человек действует «против природы с помо-щью самой природы».

При осмыслении экспериментальной деятельности следует ясно разделить понятия «предмет» и «объект» исследования. Объект исследования- это то, что противостоит исследователю как некоторая система, целостность, или. другими словами, это система, которая по предположению существует сама по себе, вне сознания познающего субъекта. Предмет исследования- это специально выде-ленная область исследования, это проблемное поле той или иной области нау-ки, это также система, созданная в сознании познающего субъекта им самим. В данном случае важно уяснить следующее: предмет исследования может вклю-чать некоторые стороны как совокупности различных объектов, так и некото-рые стороны одного объекта. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметные области.

Особенностью естественнонаучного эксперимента является то, что, имея предметную направленность, эксперимент, по существу, заключается в реали-зации взаимодействия исследуемого материального объекта с некоторым мате-риальным фактором, называемым прибором или инструментом.

Важно учесть, что в эксперименте мы получаем информацию об исследуе-мом объекте в контролируемых, искусственно созданных условиях, что отлича-ет эксперимент от наблюдения. Мы не будем здесь обсуждать так называемые «мысленные эксперименты», а будем рассматривать только материализованные эксперименты.

При проведении экспериментального исследования какого-либо объекта, как правило, обеспечивается такая ситуация, когда варьируется только одна из характеристик или исследуемого объекта, или иследовательского инструмента. Это необходимо для того, чтобы можно было установить искомые корреляции исследуемых свойств объекта с контролируемыми характеристиками экспери-ментальной ситуации. Варьирование более чем одной характеристикой приво-дит к трудно анализируемым многопараметровым задачам. Проще говоря, экс-перимент должен быть организован так, чтобы ожидаемый экспериментальный эффект был выше уровня «шумовых эффектов», вносимых факторами, не вхо-дящими в предмет экспериментального исследования. При качественных экс-периментах, где нужно установить наличие или отсутствие какого-либо свойст-ва (а именно эти эксперименты и составляют в большинстве основу познания нового), экспериментальную ситуацию («исследующую» и «исследуемую» сис-темы) организуют так, чтобы надежно контролируемый эффект позволял по-лучить ответ в простейшей форме «Да» или «Нет».

В методологическом плане планирование эксперимента интерес представ-ляет взаимодействие, которое мы называем «первичным». Именно первичное взаимодействие определяет принципиальные возможности познания в том или ином эксперименте.

Заключение:

Итак, общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Систем-ный подход пришел на смену функциональным, аналитическим подходам, в основе которых лежали ассоциативистские механистические концепции одно-значного детерминизма и редукционизма. Редукционизм как принцип исследо-вания предполагает познание сложного целого через его расчленение на все бо-лее и более простые составляющие части и изучение их природы. При этом имеется в виду, что свойства объекта как целого порождаются суммой свойств его частей. Дальнейшее развитие этой мысли приводит исследователей к выво-ду, что познание объективных свойств элементов и способов их изменения от-крывает возможность изменения свойства, а, следовательно, и качества целого.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно само-стоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвя-зи, в развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегратив-ные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и истори-ческий аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних свя-зей и развития. Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и прин-ципах эффективной организации.

Эвристические и практикопреобразующие возможности системного под-хода в исследовании обнаруживают себя при обращении к категориям " систе-ма", "целостность" и "взаимодействие".

Похожие работы на данную тему