ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и про-явления психики и сознания человека.
Психология - наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятии, мышления, чувств. Психология как и любая наука характеризуется:
- предметом;
- теоретическим содержанием;
- принципами и законами;
- методами;
- практическими рекомендациями.
Предметом психологии является психика человека. Психика - это систем-ное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном от-ражении человеком объективного мира, в построении человеком карты этого мира, в саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и жи-вотным способность отражать воздействия предметов и явлений реального ми-ра. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
В научной психологии психика понимается как:
1) функция мозга;
2) продукт общественно-исторического развития;
3) предпосылка деятельности и активности человека. Стадии развития психики (по А.Н. Леонтьеву):
- сенсорная психика;
- перцептивная психика;
- интеллект;
- сознание.
Сознание человека - высший этап развития психики и продукт обществен-но-исторического развития, результат труда.
Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, лич-ность, деятельность и поведение. Бессознательное - это форма отражения дей-ствительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а от-ражаемая реальность сливается с его переживаниями. Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенно-стями. Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов......
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика - это наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей.
Образование - это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком опре-деленной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого ус-воения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.
Учение (обучение) - это целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни и деятельности.
Воспитание - это целеустремленное, организованное формирование у лю-дей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в общест-ве, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, разви-тие у них высоких морально-политических, психологических и физических ка-честв, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социально-го окружения и деятельности.
Развитие - это хорошо организованный процесс функционального совер-шенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации.
Психологическая подготовка - это целеустремленный, организованный процесс формирования у людей положительного, рационально окрашенного отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути. Она осуществляется в ходе обучения и воспитания, но, помимо общих, требует и специальных учебно-воспитательных мероприятий.
Между обучением, воспитанием, развитием и психологической подготов-кой существует диалектическая, а это значит сложная, порой противоречивая взаимосвязь. Воспитание придает всему педагогическому процессу (образова-нию) принципиальную направленность и выступает в качестве важнейшего средства активизации познавательной деятельности людей. В ходе обучения решаются не только образовательные задачи, но и осуществляются развитие и психологическая подготовка обучаемых.