Основы федеративного устройства России

Название работы: Основы федеративного устройства России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Политология

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

РОССИЯ КАК ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 1

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВИДЫ И СТАТУС 4

РЕГИОНЫ И РЕГИОНАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 9

ЛИТЕРАТУРА 14

Выдержка:

Россия как федеративное государство

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами – в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации – унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики – субъекты Федерации.

Принятие Конституции РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на проведенную в 1990–1991 гг. определенную демократизацию государственного устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были. Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе.

Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 10 – автономные округа и 57 – края, области и города (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности. В то же время предусматривается свойственное правовому государству равенство всех граждан, особенно важное в республиках, где доля титульной нации составляет менее половины населения.

Регионы и регионализм: проблемы развития

Как не существует в России единого политического режима, так нет и единой государственно-политической структуры. Различны не только типы политических режимов (демократический, авторитарный), но и формы правления. Например, Удмуртия - это парламентская республика, Самара - полностью сформировавшаяся президентская республика, а Москва - копия суперпрезидентской республики, существующей в Российской Федерации. Огромное разнообразие форм правления объясняется местными традициями, степенью сплоченности местных элит и этническим составом населения конкретного региона. Это разнообразие влияет на эффективность проводимой федеральной политики.

Выработка политического курса в федеративном государстве включает своего рода торг, ведущийся на различных уровнях. Как отмечает Престон Кинг, характерной чертой федерализма является то, что центральная власть в предусмотренных конституцией формах вовлекает субъектов федерации в процесс принятия решения. Хотя Смит прав, когда подчеркивает, что отличительной чертой процесса принятия решений на федеральном уровне является «политика компромисса», общей проблемой, особенно актуальной в России, является то, что участники торга располагают далеко не равным объемом ресурсов, и именно эта властная асимметрия предопределила своеобразие российского федерализма. Например, Ставракис полагает, что «огромный разрыв в уровне экономического развития между Москвой и другими регионами является отличительной чертой постсоветского общества». Одна Москва обеспечивает треть всего российского ВНП, получая огромную часть доходов добывающей промышленности, так как налоги уплачиваются там, где расположена головная компания, а не там, где осуществляется разработка полезных ископаемых или производство.

Хотя можно говорить о существовании в России 90 разных правительств, федеральная власть явно доминирует. Каким бы слабым центр ни был в финансовой и административной сфере, именно он может эксплуатировать идеи патриотизма, выступать в роли защитника государственного суверенитета, территориальной целостности и национальных интересов. Кроме того, существующая система предоставляет федеральному правительству широкие дискреционные полномочия в сфере распределения бюджетных средств, и политика фискального федерализма (о которой еще пойдет речь) является основной составляющей его властных прерогатив. Субъекты Федерации вынуждены «выторговывать» для себя свои собственные ресурсы, и перераспределение этих ресурсов, как уже отмечалось, - один из ключевых факторов, определяющих характер федеративных отношений. Национальные республики в процессе «торга» в качестве аргумента могут использовать угрозу сецессии, хотя очевидно, что обладание природными ресурсами в равной мере важно для всех субъектов Федерации.

Литература

1. Гаджиев К. Политическая наука. Учебное пособие. - М., 1994.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М., 1997.

3. Комментарий к Конституции РФ. - М., 1994.

4. Политология: Учебник для вузов /Под ред. М.А. Василика. - М., 1999.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 2000.

6. Солник Ст. Торг между Москвой и субъектами федерации о структуре нового российского государства // Полис. - 1995.- № 6.

7. Марченко Г.В. Какую Россию мы обретаем? // Октябрь. - 1995.- № 2 - 3.

8. Россия - новые ориентиры // Октябрь. - 1993.- № 2 - 3.

9. Фарукшин М.Х. Федерализм и демократия: сложный баланс //Полис. - 1997. - № 6.

10. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма. Сравнительный анализ // Государство и право. - 1994. - №8-9.

Похожие работы на данную тему