Курсовая теория по теме: Судебно - психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Название работы: Судебно - психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Судебная психиатрия

Страниц:

18 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 2

1. Юридическое значение 3

2. Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения комплексной судебно- психиатрической экспертизы несовершеннолетних 6

3. Типичные ошибки при формулировке вопросов 14

Заключение 16

Литература 18

Выдержка:

Введение.

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого является одними из наиболее сложных предметных видов экспертизы. Это определяется как неоднозначностью ее юридического значения, так и необходимостью применения специальных познаний не только в психиатрии, но и в таких теоретических и практических дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков, психология развития.

3. Типичные ошибки при формулировке вопросов

Основной и часто встречаемой ошибкой судебно-следственных органов является формулировка ими вопроса «о соответствии уровня психического развития несовершеннолетнего обвиняемого его паспортному (календарному) возрасту».

Детальная аргументация необоснованности и неправомерности постановки перед экспертами подобного вопроса дана И.А. Кудрявцевым и Е.Г. Дозорцевой [7]. В их работе показано, что ответ на данный вопрос не входит в компетенцию эксперта-психолога по следующим основаниям:

• в научной психологии психологический возраст рассматривается как качественно определенный возрастной период психического развития, что не равноценно календарному паспортному возрасту и гораздо шире его границ;

• существует межиндивидуальная вариативность показателей психического развития, а также вариативность, связанная с культурными и региональными различиями;

• при наличии у подростка какой-либо психической патологии или особой социальной ситуации развития применение обычных возрастных нормативов (разрабатываемых, как правило, на психически здоровых людях) практически невозможно, поскольку в этом случае отличия от этих нормативов будут не столько количественные, сколько качественные.

Литература

1. Гурьева В.А. Подростковая судебная психиатрия. М., 1996.

2. Гурьева В.А., Дозорцева Е.Г. Дискуссионные вопросы ограниченной вменямости несовершеннолетних // Ограниченная вменяемость. М., 1996. С. 40-46.

3. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994.

4. Дмитриева Т.Е., Агаларзаде A.З., Шишков С.Н. Подготовка следователем материалов для судебно-психиатрической экспертизы. Методическое пособие. М., 1995.

5. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. Гл. 5. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых. С. 68-83.

6. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. Гл. 6. КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших. С. 152-180.

7. Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г. Психологический возраст: методологические проблемы и судебная экспертная практика // Психологический журнал. 1988. № 6. С. 103-115.

8. Организация и проведение судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. М., 1994.

9. Печерникова Т.Л., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал. 1985. № 1. С. 96-104.

Похожие работы на данную тему