Становление межличностных отношений в дошкольном возрасте

Название работы: Становление межличностных отношений в дошкольном возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

47 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………5

1.1 Сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте…………….5

1.2 Причины и виды конфликтов в дошкольном возрасте……………………….7

ГЛАВА II АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………………………………………15

2.1 Возникновение и развитие конфликта при несформированности операционной стороны игровой деятельности дошкольника………………………………………15

2.2 Возникновение и развитие конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности дошкольника…………………………………………………………..21

ГЛАВА III ПУТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ……………………………………………………………………………………..25

3.1 Диагностический этап…………………………………………………………….25

3.2 Коррекция нарушений отношений со сверстниками у дошкольников………..30

3.3 Игровые методы коррекции детского неблагополучия в группе детского сада и основные этапы работы………………………………………………………………33

3.4 Контрольное обследование детей……………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………………………38

Список использованной литературы………………………………………………..40

Приложение…………………………………………………………………………..42

Выдержка:

Введение

Проблема становления межличностных отношений в дошкольном возрасте – одна из актуальных проблем психологов и педагогов.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

В детских дошкольных учреждениях часто происходят различные нарушения в межличностных отношениях – происходят первые в жизни детей конфликты. Цель педагогов – помочь детям решить конфликтные ситуации, так как в дошкольном возрасте дети еще не умеют самостоятельно их решать.

Возраст детей, который мы будем рассматривать в работе – 5-6 лет.

Объектом исследовательской работы являются процесс становления межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игра как сфера становления межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Цель данной курсовой работы – выявить особенности межличностных отношений у дошкольников и пути их коррекции.

Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что коррекция межличностных отношений дошкольника 5-6 лет возможна в процессе специально организованного руководства сюжетно-ролевой игрой, направленного на формирование поведенческого и когнитивного компонента межличностных процессов.

3.3 Игровые методы коррекции детского неблагополучия в группе

детского сада и основные этапы работы

В процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на следующих положениях:

1) теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя на ведущую деятельность дошкольника - игру;

2) Д.Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий;

3) разработанных в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которым личность является продуктом системы значимых отношений.

Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Список использованной литературы

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.

2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.

4. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. -176с.

5. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 19888г. -399с.

6. Журнал «Семья и школа» № 9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова «Ярлыки для тревожности»

7. Журнал «Семья и школа» №11, 1988г. - Статья Б. Кочубей, Е. Новикова «Снимем маску с тревоги».

8. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.

9. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.

10. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997г.

11. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195

12. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991г.

13. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.

14. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

15. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997г. -212с.

16. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.-144с.

17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.

18. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.

Похожие работы на данную тему