Педагогические условия развития театрализованных игр

Название работы: Педагогические условия развития театрализованных игр

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

47 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Виды театрализованных игр 5

1.2. Роль театрализованных игр в развитии ребенка 11

1.3. Педагогические условия развития детей в театрализованной игре 15

Выводы по первой главе 22

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 24

2.1. Констатирующий эксперимент 24

2.2. Реализация педагогических условий развития театрализованной игры дошкольника 28

2.3. Оценка и анализ практического исследования 31

Выводы по второй главе 34

Заключение 35

Литература 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Выдержка:

Введение

Актуальность исследования. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская). Так, Л.С.Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

А.Н. Леонтьев относит игры - драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной "предэстетической деятельности" ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально - игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Под руководством опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как "артисты", исполняющие роли, но и как "художники", оформляющие спектакль, как "музыканты", обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Практическая часть исследования проходила в три этапа. Первый этап – констатирующий эксперимент – изучение особенностей игровой деятельности дошкольника. Второй этап – формирующий эксперимент – реализация психолого-педагогических условий развития игровой деятельности дошкольника. Третий этап - контрольный эксперимент – оценка и анализ эффективности психолого-педагогических условий.

2.1. Констатирующий эксперимент

Цель – изучение особенностей игровой деятельности дошкольников.

Задачи:

Изучение особенностей руководства игрой;

Изучение особенностей театрализованной игры дошкольника.

Методы:

наблюдение,

беседа,

экспериментальная игра,

анализ.

В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста:

Барыкин Петя

Валиуллин Альберт

Каримов Артур

Латыпова Оксана

Потапенко Стас

Растомашвилли Нико

Рахимова света

Сафин Ильдус

Фаизова Регина

Халиуллина Ляйсан

Изучение особенностей руководства игрой

В режиме дня воспитатель отводит театрализованным играм незначительное место. Театрализованной игре отводится время после полдника до того, как родители забирают их домой. Театрализованные игры проводятся не ежедневно.

Предварительная работа по ознакомлению детей с сюжетом игры ограничивается чтением художественного произведения, легшего в основу сюжет.

В самостоятельной деятельности дети сами стараются придумывать сюжеты. Однако атрибуты для театрализованных игр дополняются редко. Часто новыми игрушками запрещается играть. Воспитатель предпочитает организовывать дидактические и подвижные игры.

Организация театрализованной игры ограничивается предложением воспитателя поиграть в сюжет только сто прочитанной сказки.

Воспитатель никогда не включается в игру, не берет на себя роли.

При организации игр использует только прямой прием организации игровой деятельности – указание, показ действия не используется. Из косвенных приемов не используются не вопросы, ни проблемные ситуации.

Воспитатель регулирует взаимоотношения детей по ходу игры замечаниями, напоминанием текста.

Литература

1. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В. Игра дошкольника// Под ред. С.Л. Новоселовой.— М.: Просвещение, 1989.— 286 с.: ил.— (Б-ка воспитателя дет. сада).

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. Новосибирск, 1994.

3. Артемонова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

4. Баряева Л. Вечканова И. Загребаева Е. Зарин А. Театрализованные игры-занятия - М.: Издательство «Союз», 2001

5. Белобрыкина О. А. Волшебный мир домашнего театра. – М.: Знание, 1999. – 153 с.

6. Белобрыкина О. А. Значение театрализованных игр в формировании самооценки дошкольника /В сб.: Развитие личности в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПУ. 2001. – С. 26 – 28.

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968

8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. М., 2000.

9. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии, 1966

10. Голецова О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. М., 1966.

11. Гроос К. Душевная жизнь ребенка / Пер. с нем. Киев, 1916, с. 70-71.

12. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е .- М., 1965.

15. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – Соч в 7-ми т. М., 1958, т. 5.

16. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.

17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997.

18. Орлов А.И. Сложные игры. Способы их построения. М., 2000.

19. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М.,1949, с.593-594

21. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976.

22. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.-Л.,1950, т.8.

23. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М., 1973.

24. Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры / Канд. дис-я, 1946.

25. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. – М.: Просвещение, 1984.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. М., 1999

27. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод. пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974.

Похожие работы на данную тему