Особенности грамматики у младших школьников с ОНР

Название работы: Особенности грамматики у младших школьников с ОНР

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Грамматический строй речи детей в норме и при общем недоразвитии речи. 4

1.1. Формирование грамматического строя речи в норме. 4

1.2. Развитие грамматики речи при ОНР. 9

1.3. Особенности грамматики у детей с ОНР 3 уровня младшего школьного возраста. 15

Выводы по 1 главе. 21

Глава 2. Особенности грамматики у младших школьников с ОНР. 22

2.1. Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы. 22

2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента. 24

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 26

2.4. Основные направления коррекционной работы. 32

Заключение. 36

Литература. 38

Выдержка:

Введение.

Актуальность темы.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. В современной педагогике решение этой проблемы осуществляется с учетом закономерностей речевого развития детей в норме на этапе онтогенеза. А.Н.Гвоздев в своих исследованиях, посвященных этому вопросу, выделяет два этапа формирования грамматического строя речи.

Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи. Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Глава 2. Особенности грамматики у младших школьников с ОНР.

2.1. Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы.

"Задачей дифференцирующего исследования является представление характеристики личности в ее особенностях, в ее своеобразии и развитии. Разрешить эту задачу - значит показать основные черты личности, установить их связь в единстве личности, понять и объяснить их происхождение и сделать выводы о системе индивидуального воздействия на личность". Данное положение В.Н. Мясищева учитывалось при проведении экспериментального исследования особенностей грамматического строя речи младших школьников с ОНР. Для этого был определен контингент учащихся специальной логопедической группы школы № 1023 г. Москвы, соответствующий задачам исследования: дети младшего школьного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи. Эксперимент проводился в марте 2006 года в течение нескольких дней.

Выбор испытуемых группы «ОНР» (13 мальчиков и 7 девочек) осуществлялся в логопедической группе на базе школы № 1023 г. Москвы. В эти группы поступают дети 6-7 лет, обучавшиеся ранее в других школах г. Москвы и других городов, для дальнейшего обучения. Предварительные данные были получены из бесед с педагогами.

Литература.

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. – М., 1977

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997, С. 145.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961

4. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПБ, 1999г.

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. , 1969

8. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1999, С. 171.

9. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989

10. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988, С. 130.

11. Рау Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1950

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.

13. Серия статей в журнале "Дефектология" за 1985 – 1986 гг. Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной

14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987

15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

Похожие работы на данную тему