Влияние учебной мотивации подростков на успеваемость

Название работы: Влияние учебной мотивации подростков на успеваемость

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ 6

1.1. Характеристика учебной мотивации 6

1.2. Особенности учебной мотивации подростков 23

1.3. Взаимосвязь мотивации и учебной деятельности подростков 33

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ 41

2.1. Программа исследования 41

2.2. Обработка и анализ результатов исследования 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

ЛИТЕРАТУРА 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению влияния учеб-ной мотивации на успеваемость, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и ее влияния - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной лич-ности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми плана-ми, которые были намечены.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникно-вение учителя в глубинные закономерности становления ученика как лично-сти и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мо-тивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазви-тия им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывает-ся мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой пси-хологически продуманных приемов.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ

2.1. Программа исследования

Для того чтобы перейти непосредственно к результатам нашей работы, мы считаем необходимым описать условия, в которых она проводилась. Ис-следование было осуществлено на базе основной общеобразовательной шко-лы №49 города Брянска, в котором приняли участие учащиеся 8-го класса.

На первом этапе диагностирования для исследования были использо-ваны следующие методики:

1. Самоописание (см. приложение 1).

2. Опросник Розенберга (см. приложение 2).

3. Тест «Самооценка» (см. приложение 3).

Полученные данные обработаны и представлены графически

Целью методики «Самоописание» являлось выявить особенности когни-тивного элемента самосознания подростка. Она заключается в следующем: испытуемым было предложено охарактеризовать себя в десяти предложениях в течение десяти минут. Полученные данные по группе представлены на ри-сунке 1.

Методика опросник Розенберга была проведена для выявления особен-ности развития эмоционально-аффективного компонента образа «Я» уча-щихся подросткового возраста. Испытуемым была предложена анкета, со-стоящая из 10-ти утверждений и 4-х вариантов ответов. Их задача заключа-лась в выборе вариантов ответов. Полученные данные предложены на рисун-ке 2, но, так как результаты классифицируются по двум аспектам, то они от-ражены на рисунке 2 а; на котором представлен уровень самоуважения и на рисунке 2 б, где также представлен уровень самоунижения.

Тест «Самооценка» имел своей целью выявить особенности оценочно-волевого элемента самосознания учеников. Она заключалась в следующем: испытуемым были зачитаны 4 списка слов, характеризующих качества лич-ности. Их задача – из каждой группы выделить те, которые они считают иде-альными, а затем среди них выделить те, которые присущи им. Полученные результаты представлены на рисунке 3.

На втором этапе диагностирования для исследования были использо-ваны следующие методики:

1. Анкета «Как Вы относитесь к учебе по различным предметам?» (см. приложение 4).

2. Ранжированная оценка мотивов учения (см. приложение 5).

Методика «Ранжированная оценка мотивов учения» предназначена для выявления места различных мотивов, стимулирующих учение школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. К.,1994.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1976.

3. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». Л., Просвещение 1979.

4. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. М., Знание. 1982.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

7. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы пси-хологии. №1., 1965.

8. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.

9. Гримак Л.П. Общение с собой. М., Политиздат. 1991.

10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., Политиздат. 1989.

11. Грейс Крайг Психологическое развитие. Мастера психологии. Санкт-Петербург. 2000.

12. Ительсон Л.Б. Становление личности. Сыктывкар., 1982.

13. Каган М.С. Особенности самосознания подростков. М., 1973.

14. Как построить свое «Я». /Под. ред. Зинченко А.К., Педагогика 1993.

15. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о физиологии и психологии подрот-ска. М., Просвещение. 1987.

16. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.

17. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат. 1978.

18. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

19. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М., 1972.

20. Краковский А.П. О подростках. М., 1982.

21. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М: МГУ, 1984.

22. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. М., Учпедгиз. 1955.

23. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

24. Личко А.Е. Подростковая психология. М., 1985.

25. Личность в психологии. /Под. ред. Петровского А.В. М., Просвещение. 1993.

26. Мир подростка. /Под. ред. Снежневской Р.Д. М., Педагогика. 1989.

27. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М., Просвещение. 1990.

28. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., Просвещение. 1976.

29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., Просвещение. 1992.

30. Общая психодиагностика. /Под. ред. Бодалева А.А., Столина В.В., М: МГУ 1984.

31. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., Просвеще-ние. 1987.

32. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., Высшая школа. 1973.

33. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. пед. агент-ство. М., 1997.

34. Психология современного подростка. /Под. ред. Петровского А.В. М., 1981.

35. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. Л., Просвещение. 1983.

36. Сологуб Г.П. пробуждение личности. М., Просвещение 1987.

37. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат. 1972.

38. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

39. С чего начинается личность. /Под. ред. Косолапова Р.И. – 2-е издание. М., Политиздат. 1984.

40. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного под-ростка. // Вопросы психологии, №4. 1992.

41. Филонов Л.Б. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

42. Формирование личности в переходный период от подросткового к юно-шескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987.

43. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. №2. 2000.

44. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., Педагогика. 1979.

45. Ярошевский М.Г., Петровский А.В. Психология. М., Академия. 1998.

Похожие работы на данную тему