Психологические особенности конфликтов в организациях и способы управления конфликтами

Название работы: Психологические особенности конфликтов в организациях и способы управления конфликтами

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

92 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы явления. 6

1.1. Основные понятия и термины и их психологический анализ 6

1.1.1. Природа и сущность конфликта. 6

1.1.2. Процесс развития конфликта 12

1.1.3. Особенности организационных конфликтов. 20

1.2. Классификация конфликтов в организациях. 32

1.3. Уровни конфликтов в организациях. 39

1.3.1. Горизонтальные конфликты. 40

1.3.2. Вертикальные конфликты. 41

1.3.3. Линейно-функциональные конфликты. 45

1.3.4. Ролевые конфликты. 48

Глава 2. Способы управления конфликтами и методы их разрешения. 50

2.1. Влияние типа организационной культуры на способы разрешения конфликтов. 50

2.2. Стили поведения сотрудников организации в конфликте. 52

2.2.1. Конфронтация. 53

2.2.2. Уклонение. 54

2.2.3. Приспособление. 54

2.2.4. Сотрудничество. 55

2.2.5. Компромисс. 55

2.3. Основные методы управления конфликтами в организации. 55

2.3.1. Внутриличностные методы. 55

2.3.2. Структурные методы. 57

2.3.3. Межличностные методы. 58

2.3.4. Разрешение конфликта с помощью переговоров. 59

2.3.5 Предупреждение конфликтов. 63

2.4. Значение конфликтов для организации. 66

2.4.1. Полезность конфликтов. 66

2.4.2. Возможные негативные последствия конфликтов. 69

Глава 3. Практический анализ конфликтов в организации. 72

3.1. Пример вертикального конфликта. 72

3.1.1. Анализ ситуации 72

3.1.2. Предложения 76

3.1.3. Основные выводы 77

3.2. Пример горизонтального конфликта. 78

3.2.1. Анализ ситуации 78

3.2.2. Предложения. 79

3.2.3. Основные выводы 80

Заключение. 81

Библиография. 86

Выдержка:

Введение.

Актуальность темы.

Общественная жизнь нашей страны в последние годы характеризуется значительным усилением политической и социальной напряженности, обострением противоречий, взрывающихся острыми конфликтами на всех уровнях социальной структуры.

Основными характеристиками современного конфликтогенного состояния социально-экономической сферы российского общества стали: глубокая имущественная дифференциация, приведшая к расколу общества на большинство «бедных» и меньшинство «богатых»; обнищание около 80% населения, в том числе большинства квалифицированных работников, вследствие разрушительной реализации процессов либерализации экономики и приватизации предприятий. Наряду с этим развиваются: деформация важнейших социально-профессиональных групп, вплоть до исчезновения некоторых из них; девальвация ценности труда в материальном производстве, смена представлений о «престижных» и «непрестижных» профессиях; поляризация интересов частных собственников и директората предприятий, с одной стороны, и наемных работников совместно с профсоюзными структурами, с другой. Наконец, социальная напряженность, усиливающаяся с ростом социальной стратификации, эрозией понятий «законность» и «справедливость», ослабление зависимости между трудом и доходом. [39, 5]

Глава 3. Практический анализ конфликтов в организации.

3.1. Пример вертикального конфликта.

В ноябре 2000 г. руководство одной из крупнейших московских туристских фирм приняло решение об оптимизации внутренних ресурсов. В частности, в связи с резко возросшей конкуренцией и монополизацией некоторых секторов туррынка планировалось увольнение большого числа сотрудников, перераспределение доходной части (ограничение объемов выполняемых заказов, сокращение фонда заработной платы и упразднение одного из офисов туристской фирмы). Это явилось причиной того, что к определенному моменту туристская фирма перестала нуждаться в услугах значительного числа специалистов.

Предпосылкой к возникновению конфликта в данном случае было в первую очередь то, что речь шла о сокращении штата более чем на 100 человек. Ситуация осложнялась также тем, что кроме увольнения сотрудников в туристской фирме вступил в силу ряд распоряжений руководства, касающихся сокращения внутренних текущих расходов, включая расходы на питание, пользование автотранспортом и другие.

Такие действия неминуемо приводят к нежелательным последствиям как во внутренней среде, так и во внешнем общественном мнении о фирме через неправильное толкование информации.

Библиография.

1. Андреев В.И. Конфликтология; искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992, 218 с.

2. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов/ Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994, 372 с.

3. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М., 1992, 56 с.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996, 205 с.

5. Амватер И. Я вас слушаю. М., 1988, 44 с.

6. Белкин А.С., Жаворонков В.Д, Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995, 289 с.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: - Лист-Нью, 1997, 336 с.

8. Бородкин Ф.М.. Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983, 59 с.

9. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М. ЮНИТИ, 1996, 174 с.

10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СП6., 1997, 60 с.

11. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, органи­зация, процесс: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416с.

12. Горелик В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. М., 1991, 153 с.

13. Грачев Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами. М.1997, 116 с.

14. Гришина Н.В. “Производственные конфликты и их регулирование” Л, 1982 стр.118

15. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта. Автореф. докт. дисс. СПб., 1995, 21 с.

16. Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1993, 45 с.

17. Гришина Н.В. “Опыт построения социально-психологической типологоии призводственных конфликтов” Л, 1977 стр.27

18. Громова О.Н. Конфликтология. М. 1998, 383 с.

19. Диксон Ч. Конфликт. СПб., 1997, 190 с.

20. Дональдсон М.К., Дональдсон М. Умение вести переговоры для чайников. Киев-Москва, 1998, 47 с.

21. Дубовик О.Л. Кудрявцев В.Н. и др. Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994, 104 с.

22. Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994, 68 с.

23. Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991, 157 с.

24. Ермаков Ю. Я. Манипуляция личностью: смыслы, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995, 206 с.

25. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993, 84 с.

26. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997, 186 с.

27. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996, 267 с.

28. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Сокр. пер. с нем./ Науч. ред. и авт. предисл. Журавлёв А.Л. – М.: Экономика, 1990. – 335 с.

29. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб. Рига, 1997, 233 с.

30. Кандыба В.И., Басков В.П. Введение в конфликтологию. Ярославль, 1993, 240 с.

31. Кармин А.С. и др. Конфликтология. СПб, 1999, 419 с.

32. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. М., 1997, 63 с.

33. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М., 1978, 88 с.

Похожие работы на данную тему