Формирование системы знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх

Название работы: Формирование системы знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

116 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста и проблемы формирования системы, экологически ориентированных знаний в процессе дидактических игр:

1.1. Общие вопросы экологического воспитания дошкольников………9

1.2. Психолого-педагогические основы формирования системы

знаний у детей дошкольного возраста……………………………………...16

1.3. Содержание и систематизация экологически ориентированных

знаний о растительном мире (на основе анализа современных программ

по экологическому образованию детей дошкольного возраста)…………28

1.4. Дидактическая игра как основной метод формирования

системы экологических знаний о растительном мире…………………….36

Глава II. Формирование системы экологических знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста, в процессе экспериментальной работы:

2.1. Характеристика уровня экологической воспитанности и

образованности детей по результатам констатирующего

эксперимента………………………………………………………………….50

2.2.Формирование системы экологически ориентированных

знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного

возраста в ходе экспериментальной работы………………………………..62

2.3. Анализ эффективности проведенной работы по данным

контрольного эксперимента…………………………………………………90

Заключение…………………………………………………………………...96

Библиография………………………………………………………………...98

Приложение………………………………………………………………….104

Выдержка:

Еще несколько десятков лет назад казалось, что природные ресурсы неисчерпаемы, а хозяйственная и промышленная деятельность человека способна только улучшить состояние биосферы. Человек слишком увлекся обеспечением собственного благополучия. «Мы не можем ждать милости природы – взять их у нее наша задача!»- вот был девиз «преобразователей природы». Когда выяснилось, что не так, было в значительной степени уже поздно: состояние биосферы стало угрожающим. Задача подрастающего поколения состоит в том, чтобы спасти живую природу от окончательной гибели и хоть в какой-то мере исправить то, что было сделано до этого.

Для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение биосферы, требуется, чтобы каждый человек обладал экологическим сознанием, т.е. понимал, что состояние биосферы легко нарушить, но трудно восстановить. Знания в области структуры экосистем необходимо использовать для того, чтобы избегать любого вмешательства, в результате которого многие виды могут сильно уменьшиться в численности, а то и вообще исчезнуть.

С.Н. Николаева считает, что формирование экологической культуры населения, начало ее стремления падает на первые 7-8 лет жизни ребенка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. (72, 5.)

экспериментирования. В самом общем виде эксперимент – это способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей и т.д. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.

Задача данной деятельности – получение новых сведений о том или ином предмете. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте (63,13).

Широкое признание получил так называемый метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной и др. Этот метод заключается в том, что мышление детей дошкольного возраста развивается с помощью специально разработанных схем и моделей, которые в наглядной и доступной для ребенка форме производят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Использование этого метода создает для детей возможность получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. Кроме того, при овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений – отношений моделей и оригинала – и соответственно формируются два тесно связанных между собой отражения – план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты. Формирование данных планов отражения имеет решающее значение для развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного) (63,12).

1. Васильева Н. Учите детей наблюдать природу. – Минск: Академия, - 1971. – С. 60.

2. Венгер Л.А. Развитие. Программа. М.: П., - 1995. – С. 45.

3. Вересов Н.Н. Мы – земляне. Программа. – 1995. – С. 48.

4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.; П., - 1989.

5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.; П., - 1993. – С. 84.

6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой. – М.; П., - 1984. – С. 38.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений: в 6 т. – М.; - 1982. Т.2.

8. Градобаева Т. Экологическое воспитание детей. /. Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7. – С. 22.

9. Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 7. - С. 14.

10. Гринева Е.А., Павлова Ж.И. Занимательная экология: методическое пособие. – Ульяновск: ИПК ПРО. - 1998.

11. Гринева Е.А. и др. Экологический букварь для маленьких симбирян: методическое пособие. – Ульяновск: - ИПК ПРО. - 1999.

12. Гуральчук Л. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 7.

13. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Бабаевой Т.И., Гурович Л.М. – СПб.: - 1997.

14. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.; П., - 1981.

15. Емельяненко А. Некоторые вопросы экологического воспитания детей. // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 1.

Похожие работы на данную тему