Роль ДОУ в формировании личностной готовности детей к школе

Название работы: Роль ДОУ в формировании личностной готовности детей к школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

58 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 5

1.1. Становление личностных механизмов поведения 5

1.2. Развитие воли и произвольности дошкольника 10

1.3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте 18

1.4. Становление этических инстанций и социальных чувств 26

1.5. Интеллектуальная готовность к школе 30

1.6. Личностная готовность к школе 33

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38

2.1. Школа и детский сад в системе процесса социализации 38

2.2. Социальная компетентность 43

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 46

3.1. Социально-психологические характеристики выборки 46

3.2. Методы исследования и их обоснование 46

3.3. Процедура и особенности проведения исследования 47

3.4. Результаты исследования 47

3.5. Интрепретация данных 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ШКАЛА ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОЛЛА МОДИФИЦИРОВАННАЯ 54

Выдержка:

Роль детского образовательного учреждения переоценить или недооце-нить невозможно: именно там начинается первичная социализация ребенка, именно в детских образовательных учреждениях ребенок открывает то, что ок-ружающий мир – это не только семья, он гораздо больше. А.Н. Леонтьев гово-рил, что в процессе социализации особое значение имеет дошкольное детство, так как в этот период происходит фактическое “очеловечивание” ребенка: он овладевает родовыми человеческими признаками - членораздельной речью, специфическими формами поведения, доступными видами продуктивной дея-тельности, знаковым мышлением. Л.С. Выготский, рассматривая социализацию как “процесс врастания в человеческую культуру”, подчеркивал особую роль овладения различными формами знака в становлении ребенка как человека.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности, формируется го-товность ребенка к школе – дальнейшему развитию. Понятие готовности к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. То есть можно выделить личностную и интеллектуальную готовность к школе [3, 12].

В структуре социально-психологического компонента личностной готов-ности можно выделить следующие подструктуры [22]:

• Коммуникативную компетентность

• Социальную компетентность

• Языковую компетентность

Цель исследования: изучение роли детского образовательного учрежде-ния в формировании личностной готовности детей к школе.

Целью работы определяются и задачи:

1. Теоретический обзор литературы.

2. Исследование школьной готовности.

3. Исследование социальной компетентности детей дошкольного воз-раста.

4. Интерпретация результатов исследования.

Гипотеза: социальная компетентность детей, посещающих ДОУ выше со-циальной компетентности детей не посещающих ДОУ.

Объект исследования: особенности формирования личностной школьной готовности.

Предмет исследования: социальная компетентность детей дошкольного возраста.

Под руководством психолога Д.Б.Эльконина был проведен интересный эксперимент. Перед ребенком - горка спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмыс-ленными. Испытуемыми были дети 5, 6 и 7 лет. Экспериментатор выходил, но наблюдал за детьми из другой комнаты через зеркало Гезелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулезно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, эксперимен-татор входит и просит поработать еще: "Давай договоримся, вот эту кучку спи-чек сделаем и все". И более старший ребенок продолжал эту однотонную, бес-смысленную работу, потому, что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: "Я уйду, а Буратино останет-ся". Поведение ребенка менялось: он посматривал на Буратино и делал все пра-вильно. Если несколько раз осуществить это действие с Буратино, то и без него дети начинают подчиняться правилу. Этот эксперимент показал, что за выпол-нением правил лежит система отношений ребенка со взрослым человеком. По-степенно ребенок привыкает выполнять необходимые правила поведения и обучения.

Подготовка в дошкольном возрасте включает обучение читать, считать, писать. Но это проводится, как правило, в игровой форме. И готовность ребенка определяется тем, как он играет, подчиняется ли он правилам, берет ли на себя различные роли. Для ребенка, поступающего в школу, очень важно отношение к учителю, сверстникам, самому себе. Взрослый, по мнению психолога М.И.Лисиной, должен стать непререкаемым авторитетом. Его требования вы-полняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неправильно выполненную работу. При таком отношении ко взрослому облегчается общение на уроке, когда нельзя поговорить на посто-ронние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают правила учебного общения и, подчиняясь школьным правилам, адекватно ведут себя на уроках.

Д.Б.Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как первоклассников на первом уроке попросили нарисовать 4 кру-жочка, а затем раскрасить три желтым и один - синим. Дети красили разными цветами и говорили: "Так красиво". Это наблюдение показывает, что дети еще не готовы к школьному обучению и школьные правила еще не стали правилами поведения ребенка; с таким детьми надо еще работать.

Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы. Чтобы представить, на каком уровне могут взаимодействовать друг с другом дети, рассмотрим экспериментальные данные психолога Е.Е.Кравцовой.

Двое 6-летних детей получали большую игровую доску с лабиринтом, в противоположных концах которого стояли два игрушечных гаража. В каждом гараже находилась машинка, подходившая по цвету к другому гаражу, "при-надлежавшему" другому ребенку. Нужно было провести свою машинку по ла-биринту и поставить свою машинку в гараж одного с ней цвета, т.е. в гараж другого ребенка. Как же вели себя дети в этой ситуации? Часть из них, забывая о задаче, просто играли, не обращая внимания на партнера по игре. Некоторые пытались договориться. При столкновении машинок в лабиринте один говорил: "Давай я сначала проеду, а потом ты". Взаимодействие здесь было, но эпизоди-ческое. Другие дети следуют общей игровой цели, но видят друг в друге про-тивников: "Ну да! Если я тебя пропущу, ты меня опять обгонишь, и я проиг-раю!" И в редких случаях наблюдается полное сотрудничество, когда дети по-нимают общую задачу и планируют действия вместе: "Давай сначала отвезем твою машинку в гараж, а потом мою".

1. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни – новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001.

2. Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994

3. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993. - 176 с.

5. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М.: Редакционно-издательский цент Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995. - 127 с.

6. Лисютенко О.Н., Прочухаева М.М. Организация и проведение групповой игротерапии в ДОУ/ Создание интегративного пространства в дошкольном образовательном учреждении в целях профилактики социального сиротства. – М., 2004

7. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

Похожие работы на данную тему