Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
Слово "стратегия" означает "искусство развертывания войск в бою". За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.
товар - product, цена - price, каналы распределения – place и элементы коммуникации - promotion. 
Таким образом, модель «7Р» указывают на необходимость внимания к таким стратегическим факторам маркетинга услуг, как персонал, процесс обслуживания и материальное доказательство обслуживания.
Маркетинговый план фирмы ЗАО «Релакс», согласно модели «7Р», должен включать мероприятия в каждом из семи факторов воздействия на потребителя.
План маркетинга состоит из следующих основных частей (в порядке очередности выполнения):
1.	Диагностика (выявление наиболее острых проблем предприятия) – выполнено;
2.	Постановка общих целей – выполнено;
3.	Определение конкретных целей и специфических задач – выполнено;
4.	Разработка системы мероприятий по реализации поставленных целей (собственно плана действий, отражающего набор мероприятий с привязкой их по срокам и исполнителям);
5.	Составление заключительного комментария (пояснительной записки).
В самом плане приводится только краткое содержание основных разделов (план действий для предприятия в целом и отдельных структурных подразделений – набор увязанных по срокам, затратам и ответственным исполнителям мероприятий).
В пояснительной записке приводятся подробные комментарии и выводы по разделам плана действий.
Собственно план действий составляется в виде таблицы, в строках которой отражают конкретные мероприятия по семи видам товарной политики, а в столбцах — предлагаемые мероприятия, даты завершения мероприятия и получения конкретного результата, ответственные исполнители.
1.	Курс лекций по дисциплине "СТРАТЕГИЧЕСКИЙ менеджмент организации". Автор-составитель курса лекций к. Э. Н. Чуб Б. А. М., 1998.
2.	КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине "Корпоративное управление" Автор – к. Э. Н. Чуб Б. А. М.,1998.
3.	Виханский О.С. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. М., 1999.
4.	Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, 1997.
5.	Винокуров В. Организация стратегического управления на предприятии. М., Центр  экономики и маркетинга, 1996.
6.	Котлер Ф. Основы маркетинга. Новосибирск, Наука, 1992.
7.	Экономика и статистика фирм: Учебник Под ред. С.Д. Ильенкова.  М., Финансы и статистика, 1998.  
8.	Любанова Т.П., Мясоедова Л.В.,. Грамотенко Т.А,. Олейникова Ю.А. Бизнес - план. Учебно - практическое пособие. М., ПРИОР, 1998.