Социальная работа с пожилыми людьми

Название работы: Социальная работа с пожилыми людьми

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

48 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Межличностное общение: социальная перцепция 5

1.2 Психологические особенности людей пожилого возраста 15

1.3 Изменения психической жизни человека в период поздней зрелости 20

1.4 Особенности социальной работы пожилыми людьми 23

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34

2.1 Ассоциативный эксперимент 34

2.2 Опрос 36

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 41

3.1. Социально-психологические характеристики выборки 41

3.2 Методы исследования 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие большое значение придается изучение проблемы старения и старости. Связано это не только с демографическими и культурно-историческими изменениями, происходящими в мире. Значительное увеличение доли пожилых и старых людей в общей структуре населения влияет на многие сферы жизнедеятельности, затрагивая области политики, экономики, медицины, общественно-социальных институтов. Старение населения большинства стран, России в том числе, ставит вопросы и поднимает новые проблемы перед наукой и практикой, стимулируя их развитие на уровне всего общества и на уровне каждой конкретной личности. Пристальное и постоянное внимание к проблемам стареющих людей в нашей стране помогает увидеть их актуальность и злободневность, а также понять, что старость и старение являются неизбежной и неотъемлемой частью окружающей действительности.

Одна из особенностей сложившейся у нас в стране ситуации состоит в том, что «вхождение в старость» происходит на фоне снижения уровня жизни многих людей. Очень часто это влечет за собой не только бедность и экономическую зависимость, но и чрезмерное ухудшение здоровья, усугубляя тем самым социальную изолированность, психическое и психологическое неблагополучие. Несомненно, что пожилые и старые люди попадают в группу высокого риска, становятся очень зависимыми от медико-социальных и экономических услуг и особенно нуждаются в психологической поддержке.

Ещё одной тенденцией современного общества является развитие структур помогающих профессий (социальные работники, психологи ). Для эффективной работы специалистов помогающих профессий необходимо понимание не только проблем обратившихся, не только профессиональные знания, но и знания самих, обратившихся за помощью людей. Это достаточно сложная процедура. Но все мы имеем определенные образы, ассоциации, связанные с теми людьми, которые обращаются за помощью к специалистам помогающих профессий. То есть для каждого обратившего за помощью человека имеется «приблизительный набор качеств, которыми он обладает». Но данные образы зачастую не совпадают, следствием данного феномена является возникновение непонимания, споров, ссор между профессионалом и человеком, обратившемся за помощью.

Поэтому для эффективной работы специалистов помогающих профессий необходимы ассоциативные портреты людей, обращающихся за помощью.

Цель исследования: изучение особенностей образа пожилого человека в различных слоях населения: эксперты (социальные работники), студенты, работающие люди в возрасте 30-45 лет, пенсионеры.

Целью работы определяются и задачи:

1. Теоретический обзор литературы по изучаемой теме.

2. Исследование ассоциативного образа пожилого человека.

3. Интерпретация результатов и формулирование выводов исследования.

4. Формулирование рекомендаций.

Гипотеза: образ пожилого человека эксперта отличен от образов пожилого человека представителей различных слоев населения.

Объект исследования: ассоциативный образ пожилого человека.

Предмет исследования: ассоциативный образ пожилого человека в различных слоях населения.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Ассоциативный эксперимент

В единстве сознательной жизни личности эмоциональность образует аспект, сторону, тесней¬шим образом взаимосвязанную со всеми остальными. Выражая положительное или отрица¬тельное отношение к предмету, на который оно направляется и который для него является привлекательным или отталкивающим, эмоция заключает в себе влечение, желание, стремле¬ние, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоциональны. Каждая осознанная эмоция, с другой стороны, также необходимо связана с интеллектуальными процессами — с восприятием, представлением или мыс¬лью о предмете, на который она направляется. И обратно: каждый интеллектуальный процесс — восприятие, мышление, так же как и процессы памяти, воображения, в той или иной мере пронизан эмоциональностью.

Влияние эмоций на течение представлений обычно выступает настолько выпукло, что оно может быть использовано наряду с различными физиологическими показателями в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В этих целях используется «ассоци¬ативный» эксперимент (К. Юнг, 1906), заключающийся вообще в том, что испытуемому пред¬лагается ответить первым словом, которое у него всплывает под воздействием предъявленно¬го слова-раздражителя.

Исследование показало, что аффективные переживания влияют, во-первых, на тип ассоциации: в тех случаях, когда исходное представление не затрагивает эмоциональных переживаний испытуемого, ассоциируются представления предметов, которые обычно встречают¬ся вместе в повседневной жизни в силу их объективной сопринадлежности к одним и тем же типовым ситуациям (стул — стол, чернила — ручка и т. п., «объективные ассоциации» — по Юнгу).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гофман А.Б, Классические и современные этюды по истории и теории социологии. М., 2003. – 783 с.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 2-е изд, исп. – М.: Книжный дом «университет», 2002. – 296 с.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 3: методика и техника исследования. – М.: ИНФРА-М , 2004. – 932 с.

4. Добрович А.Б. Общение: наука или искусство. М.: «Знание», 1980.

5. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растямникова П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.: Изд-во ун-та, 19990. – 104 с.

6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. – 544с.

7. Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе: учебное пособие. М., 2004. – 381 с.

8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1 / отв. ред. В.Г. Андреенков, О.Н. Маслова. – М.: Наука, 1990. – 232 с.

9. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.Ф, Бокова. – М.: «Академия», 2004. – 288c.

10. Психология социальной работы: учеб. под под общ. ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.

11. Рысь Ю.И. Социология: структурно-логические схемы с комментариями. М.: Академической проект, 1999. – 240 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

13. Солодилова О.П. Возрастная психология вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 288 с.

14. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427с.

15. Технологии социальной работы: учеб. под общ. Ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 400с.

16. Щербин В.В. Средства социологической диагностики в системе управления: учебное пособие. М., 1993. – 117 с.

17. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. – 341 с.

Похожие работы на данную тему