Комнатные растения в экологическом воспитании младших школьников

Название работы: Комнатные растения в экологическом воспитании младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Экологическое воспитание младших школьников…………..5

1.1. Научно-теоретические основы экологического образования

в начальной школе……………………………………………………5

1.2. Формы и методы экологического воспитания…………………..12

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….20

Глава 2. Формирование экологического воспитания через комнатные

растения………………………………………………………………21

2.1. Комнатные растения живого уголка…………………………….21

2.2. Работы с комнатными растениями в целях формирования

экологического воспитания младших школьников……………….37

Выводы по 2 главе……………………………………………………………48

Заключение……………………………………………………………………50

Литература…………………………………………………………………….53

Приложение

Выдержка:

Введение

Задумываясь о значении окружающего нас мира для нашей жизни, мы приходим к выводу, что главнейшее наше богатство не последние достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир.

Решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.

В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку

тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – это результат воспитания.

Важную роль в системе обучения и воспитания школьников, в их эстетико-экологическом воспитании играет начальная школа. Особое воспитательное воздействие на личность ребенка оказывает природа.

Педагогически целесообразно начинать формирование углубленного экологического освоения природы с окружающей детей естественной среды. Одним из существенных вопросов построения воспитательного воздействия в данном направлении является осуществление анализа, оценки, разбора конкретного природного объекта или явления как самим учителем, так и младшими школьниками. В этом плане, как объект природы,

могут быть использованы комнатные растения, выращиваемые в начальных классах.

Глава 2. Формирование экологического воспитания через комнатные растения

2.1. Комнатные растения живого уголка

Жизнь человека неразрывно связана с природой, а следовательно и с жизнью растений. У разных народов в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий существования отношение к растениям имело свое выражение, отражая нравы, обычаи и тенденции различных эпох и формаций.

В настоящее время крайне редко можно встретить дом, городскую квартиру, в которых не было бы ни одного комнатного растения. Однако цветы, выращиваемые в жилых помещениях, - это не только украшения. Растения создают иллюзию контактов с природой, красотой форм, приятным ароматом. Они своей естественной спокойной зеленой окраской благоприятно влияют на центральную нервную систему, способствуют улучшению настроения и снятию стрессового состояния. Наиболее существенными являются санитарная и гигиеническая функции комнатных растений. Они обладают способностью поглощать пыль, очищать воздух в помещениях от накапливающейся в них углекислоты, пополняют содержание кислорода в помещениях. Комнатные цветы могут повышать увлажнение и ионизацию воздуха, снижать его температуру, подавлять и уничтожать многие виды болезнетворных микроорганизмов, благодаря выделению специфических соединений – фитонцидов. Открыты в 1928 году ленинградским биологом Борисом Токиным.

Фитонциды различных растений – это не одно какое-то вещество, а самые разнообразные вещества, отличающиеся по своему химическому составу. Они обладают бактерицидными (способны убивать бактерии), фунгицидными и протистоцидными свойствами. [21, 86]

Литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естесвознания в начальной школе. М.: Владос, 2001. – 239с.

2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М., 1988.

3. Аквилева Г.Н. Натуральные средства обучения и методика работы с ними // Начальная школа, 2000, №2, - с.91-94.

4. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа, 2003. - №5. - с.64-75.

5. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение,1996. 6. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1972. – 368с.

7. Верзилин Н.М. Опыты с растениями в живом уголке средней школы: Пособие для преподавателей ботаники. – М.-Л.: Учпедгиз, 1937.

8. Верзилин Н.М. Путешествие с комнатными растениями. – Л.: Детгиз, 1951. – 358с.

9. Гордеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся // Начальная школа, 2004, №2, - с.75-80.

10.Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников // Начальная школа, 2003, №6, - с.23-26.

11.Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 63с.

12. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 382с.

Похожие работы на данную тему