Педагогические условия психофизиологической подготовки школьников к выживанию в экстремальных природных условиях

Название работы: Педагогические условия психофизиологической подготовки школьников к выживанию в экстремальных природных условиях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

56 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

ГЛАВАI. Теоретические основы проблемы выживания в экстремальных условиях природного характера…………………

1.1.Экстремальные ситуации природного характера. Понятие экстремальных ситуаций природного характера……………………………

1.2.Особенности экстремальных ситуаций природного характера………

1.3.Характеристика основных опасностей различных климатических зон

1.4.Факторы, влияющие на психологическое состояние выживающего

Выводы по главе I……………………………………………

ГЛАВА II. Практическая организация психофизиологической подготовке учащихся к выживанию в экстремальных природных условиях……………

2.1.Организацияисследования………………………………………

2.2. Итоги опытно поисковой работы и их интерпретации ………………

Выводы по главе II……………………………

Заключение………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ.

Способность человека успешно выживать в суровых (экстремальных) условиях природной среды – одно из древнейших его качеств. Он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивать съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей и т.п. Но прошли столетия и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретенные предками за многие столетия. Являясь членом общества, он привык мыслить, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью – то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову как укрыться от жары или от холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получит необходимую информацию, заболев, обратится к врачу.

Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек в результате сложившихся обстоятельств, попадает в экстремальные природные условия: в пустыню, тайгу, джунгли, на крайний север.

Как найти пропитание, развести огонь, оказать первую медицинскую помощь себе и своим товарищам. И все это нужно знать и уметь с детства. Благоприятный исход во многом зависит от психофизиологических качеств человека, прочных знаний основ выживания и других факторов.

В экстремальных природных условиях рано наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫЖИВАНИЮ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ.

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

С целью удачного проведения эксперимента, мы разработали методическую базу, на основе которой осуществлялась основная часть нашей работы. На начальном этапе нами был разработан план работы, который включал в себя:

1. замер изначальных теоретических знаний и практических умений учащихся, путем тестирования на уроках ОБЖ и предложения для выполнения некоторых заданий на уроках физической культуры;

2. проведения ряда лекционных и практических занятий в соответствии с целью данной квалификационной работы;

3. итоговый замер знаний учащихся с помощью тестов и практических заданий;

4. анализ результатов работы.

Организация практической части нашего исследования предполагала выявление уровня теоретической подготовки и практических навыков обучаемых в плане следующих аспектов:

а) Понятие об экстремальных ситуациях:

-влияние факторов окружающей среды на поведение человека;

-жизнеопасные ситуации и эффективность деятельности человека;

-экстремальные ситуации природного характера;

-понятие о выживании;

-общие правила выживания в экстремальных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1.Баленко В.С. Школа выживания. Ч.ч. 1-2. – М.: Зарубежное военное обозрение. Ч.1.-1992; ч.2-1994.

2.Безопасность жизнедеятельности : Учебник /Под общ. редакцией С.В. Белова. 3-е изд., испр. И доп. М.,2001.

3.Бубнов И.А. Военная топография. – М.: Воениздат, 1969.

4.Виноградов А.В., Шаховец В.В. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. – М., 1996.

4.В лесу и в поле – как дома. 2-е изд. Минск: Полымя, 1989.

5.Волович В.Г. Академия выживания. – М.: Толк/Техноплюс, 1996

6.Гольцев Ю.А. Автономное выживание летчика. – М.: Воениздат. -1992.

7.Гранкин В.Е. Предоперационная адаптация больных и хирургическое лечение послеоперационных грыж. Канд. Диссертация. – Оренбург, 1982.

8.Дзыбов М., Пучков В. Оценка опасностей чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. – 1998. -№7.

9.Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации: Краткая характеристика и классификация. – М., 1996.

10.Зайцев А.П. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения. – М., 1996.

11.Катастрофы и человек. Кн. 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М., 1997.

12.Малышева М.Ф. Валеология и безопасность жизнедеятельности. –М., 1997.

13.Мельзан Р. Загадка боли. – М.: Медицина, 1981.

14.Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Шведовой Н.Ю. – Мю: Русский язык, 1991.

15. Пряхин В.Н., Попов В.Я. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. – М., 1997.

16.Ревякин А.А., Ревякина Г.А. Автономное выживание человека. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «безопасность жизнедеятельности». Шадринск. Издательство Шадринского пединститута, 2003.

17.Селье Ганс. Стресс без дистресса. –М., 1982.

18.Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975.

19.Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

20.Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. – М.: Медицинская книга, НГМА, 2001.

21.Шерток Л. Непознанное в психике человека. Перевод с франц. – М.: Прогресс, 1982.

22.Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. – Воронеж, 1996.

Похожие работы на данную тему