Формирование познавательного интереса к русскому языку во внеурочной работе

Название работы: Формирование познавательного интереса к русскому языку во внеурочной работе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Русский язык культура речи

Страниц:

85 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы формирования познавательных интересов младших школьников………………………………….6

1.1 Педагогический аспект проблемы интереса………………………6

1.2 Понятие «познавательный интерес», его структура……………..12

1.3 Пути и средства формирования познавательного интереса у младших школьников…………………………………………………..25

Выводы по главе I……………………………………………………………..34

Глава II. Внеурочная работа по русскому языку в начальной школе как одно из средств формирования познавательного интереса ……….....36

2.1 Основные направления внеурочной работы по русскому языку с младшим школьниками….........................................................................36

2.2 Виды и формы внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе………………………………………………………………52

Выводы по главе II…………………………………………………………….74

Заключение……………………………………………………………………..76

Библиографический список……………………………………………….…79

Приложение…………………………………………………………………….84

Выдержка:

Введение

Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

В развитии пытливой и творческой личности участвует познавательный интерес, который определяет направленность жизнедеятельности личности – главной составляющей в непрерывном образовании человека. В толковом словаре русского языка под редакцией В. В. Розановой сказано: «Интерес – внимание к тому, что нравится, что кажется важным, то, что служит нуждам и потребностям кого - , чего - нибудь» [38,180].

Следовательно, каждый учитель, планируя урок, продумывает и проектирует его таким образом, чтобы у учащихся был вызван познавательный интерес, поддерживаемый от урока к уроку.

Состояние же познавательных интересов современных школьников таково, что преобладает доля незначительного интереса. Причины этого находят в низком престиже знаний, в отсутствии надежного социального заказа на знания, в плохом материальном обеспечении.

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Отсутствие интереса, нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность, плохую успеваемость и по другим предметам.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является наличие сформированного интереса к учебной деятельности.

Глава II. Внеурочная работа по русскому языку в начальной школе как одно из средств формирования познавательного интереса

2.1. Основные направления внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками

Успех обучения русскому языку в школе может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно – воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую подготовку.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Лингвистические интересы школьников. Говоря о развитии у школьников интереса к русскому язы¬ку, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать того, что интересует в языке и его преподавании самих учащихся, какие проблемы привлекают прежде всего, почему они обходят стороной некоторые вопросы, важные с точ¬ки зрения взрослого.

Изучение лингвистических интересов школьников показывает, что детей привлекают и программные, и внепрограммные разделы. Сравнивая стабильность интересов учащихся к этим разделам, можно отметить ряд особенностей.

Если желание учеников узнать больше о той или иной части речи или какой-то синтаксической теме со временем проходит (сказываются занятия по учебной программе, где школьники узнают много нового) и возникает другое в связи с новой грам¬матической темой, то стремление узнать больше о разделах, не входящих в обязательную учебную программу или слабо в ней представленных, является устойчивым.

Библиографический список

1. Арсирий А.Г., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Госуд. пед. изд. Министерство просвещения РСФСР. М., 1963,часть 1, 240 с.

2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – 2-е изд., М., 1980.- 120 с.

3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985.- 143 с.

4. Володина Л. Формирование познавательных интересов у детей. Начальная школа, 1987, №5.

5. Добролюбов Н.А. Мысли об учреждении открытых женских школ. Собр. соч. в 9-ти т. М. – Л., 1962, том 2, 573 с.

6. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1984. – 496 с.

7. История педагогики в России: Хрестоматия: Для гуманит. фак. высш. учеб. заведен. / Составитель С.Ф. Егоров. - М.: Академия, 1999. – 400 с.

8. Кабинетская Т.М. Материалы для внеклассной работы с пословицами и поговорками. Начальная школа, 2000, № 12.

9. Калечиц Г.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М., 1980.- 168 с.

10. Канакина В.П., Г.А. Русакова. Взаимосвязь классной и внеклассной работы над трудными словами. Начальная школа, 1985, №4.

11. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка. Начальная школа, 1988, № 11.

12. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х т. М., 1982, т.1, 400 с.

13. Краткий психологический словарь. Сост. Л.А. Карпенко./ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Полит. издат. 1985.- 431 с.

14. Крупская Н.К. Методика задавания уроков на дом. Пед. соч. В 6-ти т. М., 1979, т. 4, 607 с.

15. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976.- 303 с.

16. Крутецкий В.А. Психология: учебник для уч-ся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980.- 352 с.

17. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Уч. пос. для студ. высш.пед.уч.зав. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр.- М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 464 с.

18. Маркова О.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

19. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой, отв.ред. В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1981. – 400 с.

20. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособ. для студ. пед.институтов.- М.: Просвещение, 1977.- 528 с.

21. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 1979, №2, 98с.

22. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). М., 1969. – 624 с.

23. Немов Р.С. Психология: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав.: в трёх книгах.- 4-е изд.- М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003. – книга 2: Психология образования. – 608 с.

24. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. – 208 с.

25. Педагогика: Уч. пособ. для студ.. пед. институтов. / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др./ Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1986. -336 с.

Похожие работы на данную тему