Возрастные особенности развития нервной системы ребёнка. Ядерные зоны анализаторов

Название работы: Возрастные особенности развития нервной системы ребёнка. Ядерные зоны анализаторов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

18 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО 5

2. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА 7

3. ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В. С. МУХИНОЙ 9

4. КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Выдержка:

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследо-ваний психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка», по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.

Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в са-мом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Сначала задача возрастной психологии заключалась в накоплении фак-тов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соот-ветствовала стратегия наблюдения, которая привела к накоплению разно-образных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причи-ну. Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контроли-руемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать каче-ственное описание.

2. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА

Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны дея-тельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операцио-нально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. В концепции Д. Б. Эльконина преодолевается один из серьезных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров: мира предметов и мира людей. Д. Б. Эль-конин показал, что это расщепление ложно, искусственно. На самом деле чело-веческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Всякий предмет содержит в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой стороны, - на способ ис-полнения. Эта микроструктур человеческого действия, согласно гипотезе Д. Б. Эльконина, отражается и в макроструктуре периодов психического развития.

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности раз-ных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в сис-теме отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ори-ентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими дву-мя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причи-ной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему от-ношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастная психология, хрестоматия. // Под редакцией В. С. Мухиной и А. А. Хвостова. – М., 1998.

2. Выготский Л. С. Сочинения в 6-ти томах; т. 3-4. – М., 1998.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, от-рочество. – М., 1996.

4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- Л., 1990.

Похожие работы на данную тему