Нарушение письма у учащихся с задержкой психического развития

Название работы: Нарушение письма у учащихся с задержкой психического развития

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение

1. Теоретическое обоснование изучения и коррекция у школьников с задержкой психического развития

1.1.Психологическое содержание процесса письма;

1.2. Физиологическое содержание письма; (Роль анализаторов в процессе письма. А.Р.Лурия «Очерки психофизиологии письма». Хрестоматия по логопедии.

1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

2. Констатирующий эксперимент и его анализ

2.1. Методика исследования состояния звукопроизношения;

2.2. Методика исследования фонематического слуха;

2.3. Методика исследования фонематического восприятия;

2.4. Методика исследования письма;

2.5.Анализ результата констатирующего эксперимента.

3.Педагогические технологии по коррекции нарушения письма у учащихся с задержкой психического развития.

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по коррекции нарушения письма у учащихся с задержкой психического развития;

3.2. Модель, содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма.

Заключение

Литература

Выдержка:

Введение

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей. Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з), звуком ль. Дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.

Аграмматическая дисграфия.

Эта форма дисграфии выделена сравнительно недавно и признается не всеми авторами. Ее появление обусловлено недоразвитием у детей грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Аграмматизмы на письме необязательно связаны с аграмматизмами в устной речи. Уровень письменной речи требует осознанного анализа морфологической структуры слов и их синтаксических связей. Именно на этом уровне могут проявляться аграмматизмы, как свидетельство недостаточной сформированности грамматических обобщений. На письме это выражается искажением морфологической структуры слов, заменой префиксов, суффиксов, изменением падежных окончаний, нарушением предложных конструкций, изменением падежа местоимений, изменением числа существительных, нарушениями согласований, пропусками служебных слов, неумением конструировать предложение. Аграмматическая дисграфия часто наблюдается у детей с ОНР, алалией.

Список используемой литературы

Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1.

Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М. , 1995.

Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. //Начальная школа. – 1990. – N 7.

Р.Я.Залмаева. Сам себе логопед. – Петербург.,1995.

• • Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: ACADEMA, 2001.

• • Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

• • Гриншпун Б.М. Логопедия. - М., 1989.

• • Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М., 1993.

• • Дети с задержкой психического развития / В.И.Лубовской, Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени и др. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

• • Диагностика умственного развития дошкольников / М.А.Венгер и др. - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.

• • Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгер. - М.: НИИ ОПП, 1981. - 157с.

• • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребёнок отстаёт в развитии. - М.: Медицина, 1993. - 112 с.

• • Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Медицина. 1982. - 224 с.

• • Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье.- СПб: Фолиант, 1996.- 158с.

• • Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Рук-во для врачей: изд. 2-е, перераб . и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.

• • Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. - М.: Просвещение, 1991. - 97 с.

• • Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Медицина, 1985. - 168 с.

• • Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.

• • Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с.

• • Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

• • Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

• • Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

• • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. - 304 с.

• • Осипова А.А. Общая психокоррекция: Уч. пособие для спец. вузов. - М.: Сфера, 2000.

• • Степанов В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам. Психолого -педагогические проблемы. - М., 1997.

• • Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. - М., 1990.

• Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1998.

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К. С. Лебединской. Москва, “Педагогика“, 1982.

Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. Москва, “Педагогика“,1971.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Б. П. Пузанова. Москва, “Academia“, 2001.

У. В. Ульбенкова Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.

Похожие работы на данную тему