Обогащение речи младших школьников средствами фольклора

Название работы: Обогащение речи младших школьников средствами фольклора

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

105 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы обогащения речи младших школьников средствами фольклора

1.1. Психолого-педагогические основы обогащения речи 6

младших школьников

1.2. Богатство как качество речи 13

1.3. Фольклор как предмет школьного изучения 19

Выводы по первой главе 27

Глава II. Особенности обогащения речи младших школьников средствами фольклора 28

2.1. Обогащение речи младших школьников с помощью сказок 29

2.2. Обогащение речи младших школьников с помощью использования пословиц и поговорок 38

2.3. Обогащение речи младших школьников с помощью загадок 44

2.4. Новые подходы к изучению детского фольклора на уроках литературного чтения 52

Выводы по второй главе 57

Заключение 58

Литература 60

Приложение 65

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство и младший школьный возраст – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети особенно сензитивны к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном школьном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей, обогащения их словарного запаса младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях шести - семи лет.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Основное содержание цикла занятий народным творчеством рассчитано на 3 этапа, содержание и задачи каждого из них взаимосвязаны, этапы соответствуют классам начального звена обучения, и от этапа к этапу идет усложненное изучение фольклора. Например, на первом этапе (1 класс) учащиеся знакомятся с различными жанрами устного народного творчества, учатся отличать их друг от друга, в центре внимания - детский фольклор: пестушки, колыбельные, потешки, игры, заклички и т.п. На втором этапе добавляется календарная обрядность, семейный цикл, а на третьем этапе дети учатся понимать символический язык произведений. В процессе работы с разнообразными произведениями устного народного творчества осуществляется расширение словарного запаса, содержательнее и красочнее становится речь учащихся, развивается наблюдательность, сообразительность.

Словарная работа на уроке в начальной школе по программе «Русское народное творчество» ведется в трех направлениях:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые школьники ранее не знали, проводится через показ, демонстрацию предмета или действия, обозначаемого словом, показ рисунка, иллюстрации. Широко применяется способ подстановки синонимов, иногда для разъяснения значения слова используется антоним.

2. Уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение, подбор, анализ многозначности, иносказательных значений. На уроках учитель знакомит с такими загадками, где используется полисемия, а это приучает детей пристально вглядываться и вдумываться в смысл каждого слова, которое может заключать «тайну» и помогает ее раскрыть.

3. Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Подобная работа детям интересна, носит развивающий характер, делает процесс учения занимательным, развивает самостоятельность, творчество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. – М.: Высшая школа, 2001. – 726с.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература/ Москва: «Академия», 2000.

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966. – С.386

4. Белова Р.А. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике. // Начальная школа. – 1996. - №2. – с 51-53

5. Большая советская энциклопедия. /Главный редактор Б.А. Веденский.Т.27. - М., 1954. – 661с.

6. Вавилова Н. С. Еще раз о пословице // Начальная школа – 1994 - №3-с.12-13.

7. Васильев И.Н., Матвеев М.Н. Новый подход к изучению детского фольклора // Начальная школа – 1997 - №12.-с.12-14.

8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону, 1995. – 576с.

10. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1977. – С.28

11. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

12. Гоноболин Ф.И. Психология. - М.: Просвещение, 1973.-с.304.

13. Горецкий В.Г. Устное народное творчество. Уроки чтения в 1-м классе – М., 1989.-348с.

14. Горький А.М. О литературе. Литературно-критические статьи. - М., 1972.

15. Гусейнаева Л.А. Легенды и мифы. // Начальная школа. – 2003. - №9. – с. 28-31

16. Детская литература / Под. ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989.- 399 с.

17. Иванов Н., Мельников И. Литературоведческий аспект методики чтения на материале фольклорных жанров // Начальная школа. – 1994. - №3.

18. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа. // Начальная школа, - 2000. - №5. – с. 20

19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985. – 103 с.

20. Коробова Н. Программа «Русское народное творчество» - основа для формирования продуктивного национального самосознания» // Начальная школа. - 1999. - №3. – с.56.

21. Литвинова Е.И. Всех скороговорок не перевыскоговоришь. // Начальная школа, - 1997. - №6. – с. 28

22. Львов М.Р. Методы развития речи младших школьников. – М., 1985

23. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – 176с.

24. Львова М.Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроке. // Начальная школа. - 1998. - №4. – с.19

25. Львова М.Е. Русские народные сказки на уроке и на внеклассном занятии. // Начальная школа.- 2001. - №12. – с.12

Похожие работы на данную тему