Роль и место географических экскурсий в учебно-воспитательной работе

Название работы: Роль и место географических экскурсий в учебно-воспитательной работе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………...3

Глава I. Формы организации учебно-воспитательного процесса…………................5

1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия формы организации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………….5

1.2 Экскурсия как одна из форм учебно-воспитательного процесса………………18

Выводы по главе I……………………………………………………………………...43

Глава II. Методика организации и проведения географических экскурсий………44

2.1 Экскурсионное программное содержание ………………………………………44

2.2 Технология проведения экскурсий. Результаты эксперимента………………..46

Выводы по главе II……………………………………………………………………54

Заключение…………………………………………………………………………….55

Литература……………………………………………………………………………..56

Приложение 1………………………………………………………………………….60

Приложение 2………………………………………………………………………….62

Приложение 3………………………………………………………………………….65

Приложение 4………………………………………………………………………….67

Выдержка:

Введение

В традиционной, исторически сложившейся методике изучения природы и общества наряду с уроками рассматриваются и экскурсии.

Экскурсия, как одна из форм учебно-воспитательного процесса, открывает широкие возможности для организации творческой работы учащихся, имеет ог-ромное значение для физического развития детей, развивает самостоятельность и привычку к труду, наблюдательность и инициативность. Актуальность проблемы мы видим в огромном обучающем и развивающем значении экскурсии.

Особая роль в развитии экскурсионной формы обучения принадлежит А. Я. Герду, который считал, что преподавания естественноведческих наук должно, по возможности начинаться в саду, лесу, поле и экскурсии должны служить дополне-нием к урокам, должны показать детям взаимоотношения царств природы и свя-зать приобретенный детьми опыт в одно целое. Методикой проведения географи-ческих экскурсий занимались практически все известные педагоги и методисты К. Д. Ушинский, Ю. К. Бабанский, Н. М. Верзилин, Т. А. Ильина и многие другие.

Экскурсия, как форма обучения в деле воспитания экологической культуры школьников используется крайне неэффективно. В современных условиях проис-ходит явная недооценка такого важного направления, это проявляется в сугубо де-ловом подходе учителя, на первый план выдвигаются только образовательные за-дачи. Серьезное возражение вызывает и утвердившаяся в школе методика органи-зации наблюдения во время экскурсии. Как правило, природные объекты рассмат-риваются по команде учителя. Все эти факты указывают на необходимость изуче-ния методики проведения географических экскурсий. Исходя из сложившихся противоречий, мы можем сформулировать тему исследования: «Роль и место гео-графических экскурсий в учебно-воспитательной работе».

Глава II. Методика организации и проведения географических экскурсий

2.1 Экскурсионное программное содержание

Экскурсии – очень важная органическая часть нормальной работы школы, они должна быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподава-ния, нечто вроде весенних школьных прогулок.

Экскурсии – это те же уроки, но уроки в природе или в музее, на выставке, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям долж-но быть согласованно таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий даёт возможность осуществить их без срыва других занятий.

Тематика экскурсий определяется программой. Анализ различных программ по курсу географии в основной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику. По тематике все экскурсии можно разде-лить на следующие группы:

- Ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явле-ниями природы в различное время года;

- Ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхно-сти, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

- Экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природ-ными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;

- Экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учётом воз-растных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса географии – это введение в предмет, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления знаний тематика усложняется, на заключительном этапе проводят экологические экскурсии, изучают взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, использование природных бо-гатств человеком и его воздействие на природу.

Литература

1. Бакулина В.М. Экскурсии как способ активизации познавательной дея-тельности. // Научная школа плюс минус. – 2001. - №10.

2. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс: учебник для общеоб-разовательных учебных заведений. - 7-ое издание. – М.: Дрофа, 2002.

3. Бахарева А. С. Уроки географии в 6-9 классах. Методическое пособие. -

Шадринск: Издательство «Вега», 2001.

4. Бахарева А.С. Уроки природоведения в 4 классе. Методическое пособие для учителей. – Шадринск.: ШГПИ, 2002.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - СПБ: Питер, 2001.

6. Бровкина Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Ме-тодика преподавания в начальной школе. – М.: Просвещение, 1999.

7. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биофака педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1976.

8. География: программно – методические материалы в 6-9 классах. – М.: Просвещение, 1999.

9. География России: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреж-дений. В 2-х книгах. / под ред. В. П. Дронова. – М.: Дрофа, 2003.

10. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. - 3-е издание. – М.: Дрофа, 2004.

11. Геологические экскурсии. // География в школе. – 1999. - №1.

12. Горбунов Н.А. Методика преподавания естествознания. – М.: Просвеще-ние, 1960.

13. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1984.

14. Душина И. В. География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 7-ое изда-ние. – М.: Дрофа, 2003.

15. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителя и студентов педагогических институтов. – М.: Апрель, 2002.

16. Душина И. В., Панурова В. Н. Методика преподавания географии: посо-бие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов по геогра-фическим специальностям. – М.: Московский лицей,1996.

Похожие работы на данную тему