Приемы языковой игры в произведениях Э.Успенского

Название работы: Приемы языковой игры в произведениях Э.Успенского

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Русский язык культура речи

Страниц:

58 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение

Глава 1.Языковая игра, как предмет лингвистического

исследования

1.1 Феномен языковой игры

1.2 Языковая игра в художественной литературе

1.3 «Игрема» как продукт языковой игр

Глава 2.Приемы языковой игры в произведениях Э. Успенского «Меховой интернат», «Грамота», «Остров учёных»

2.1 «Игремы», ориентированные на фонетические механизмы языковой игры

2.2 «Игремы», ориентированные на семантические механизмы языковой игры

2.3 «Игремы», ориентированные на словообразовательные механизмы языковой игры

Заключение

Список литературы

Выдержка:

Введение.

Л.А.Введенская и Л.Г.Павлова в своей книге «Культура и искусство речи » отмечают, что писатель должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение читателя [Введенская, Павлова 1995: 11]. Образность и эмоциональность речи усиливают эффективность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию информации, доставляют эстетическое удовольствие. И в большой мере это можно отнести к произведениям, написанным для детей, что объясняется своеобразием языковой картины мира ребенка (недостаток знаний о мире, иная, чем у взрослых, система ценностей, меньший уровень языковой компетенции). Одной выдумки для того, чтобы создать сказку, недостаточно.

Под образной речью мы понимаем способность говорящего создавать яркое представление с помощью специальных художественных приемов, изобразительных средств. В детской художественной литературе к числу таких средств, в первую очередь, можно отнести приемы авторской языковой игры (ЯИ).

Заметим, что этот вопрос недостаточно изучен в лингвистике, хотя за последние годы значительно возрос интерес ученых (как русских так и зарубежных) к исследованию новообразований в произведениях детских писателей.

Цель работы: рассмотрение приемов ЯИ в произведениях Э.Успенского «Меховой интернат», « Грамота», «Остров учёных».

Для достижения указанной цели в работе ставятся и решаются следующие Задачи:1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме исследования.

2. Рассмотреть феномен ЯИ и «игремы» как продукта данного явления.

3. Выявить основные приемы ЯИ в произведениях Э.Успенского «Меховой интернат», «Остров учёных» и «Грамота».

Глава 2. Приёмы языковой игры в произведениях Э.Успенского.

Материалом для данного исследования послужили тексты произведений популярного современного детского писателя Э. Успенского «Меховой интернат», «Грамота» и «Остров учёных». Выбор данных произведений мотивируется тем, что ранее эти произведения не рассматривались подробно с целью обнаружения и классификации содержащихся в них фактов языковой игры.

Следует заметить, что все указанные произведения имеют общие черты. Они адресованы детям, писатель строит своеобразный диалог с читателем (ребенком), вовлекает его в творческий процесс словотворчества. Это происходит благодаря тому, что в тексте произведений ребенок находит знакомые, близкие ему языковые факты. Подходя к анализу этих произведений, следует учитывать их жанр: повесть-сказка: «Меховой интернат» и «Грамота», а «Остров учёных» - пьеса.

Как показал анализ материала, жанр произведения оказывает большое влияние на характер «игрем», их количество в тексте, предпочтение определенных типов новообразований тем или иным художником слова. Игровая направленность свойственна, прежде всего, сравнительно небольшим по объему, направленным на создание комического эффекта произведениям, как правило, представляющим собой удачный сплав сказочных элементов (персонажей и сюжетов) и близкой и понятной ребенку реальности.

Герои повести – сказки «Меховой интернат» - маленькие лесные звери, которые, чтобы подружиться с людьми, начинают изучать русский язык. Об игровой направленности произведения мы можем догадаться уже из названия, так как меховой может быть шапка, шуба, но не интернат. Такое максимально «зашифрованное» словосочетание представляет ребенку возможность его ассоциативной «расшифровки». Текст этого произведения дает богатейший материал для исследования, в нем мы находим «игремы» самых разнообразных видов.

Библиография

1. Арутюнова Н.Д. Ненормативные явления и язык // Язык и логическая теория. - М., 1987. – С. 140-152.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – М., 1995. – С.11

3. Витгенштейн Л.С. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. Лингвистическая грамматика. - М.,1985. – С.79-97.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование. - М., 1934. – 519 с.

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.– 471 с.

6. Голев Н. Д. Языковая игра как прием обучения грамотному письму / Преподавание словесности в высшей и средней школе // Сборник статей под ред. Л. Б. Парубченко. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1995. – С. 47-54.

7. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. - М., 1986. – 256 с.

8. Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи (явления языковой игры). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 1996. – 563 с.

9. Гридина Т.А. Имена собственные как база языковой игры.// Русский язык в школе. 1996.- №3. – С.51-55.

10. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество.- Екатеринбург, 1996. – 214 с.

11. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Языковая игра и изучение русского языка в школе// Филологический класс. Региональный журнал учителей словесников Урала. – Екатеринбург. 1999. - №4. – С. 121-127.

12. // Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). - М., 1996. – 312 с.

13. Земская Е.А. Русская разговорная речь: Лингвистический анализ и проблемы обучения.- М., 1979. – 154 с.

Похожие работы на данную тему