Инфляция: причины, виды и социально-экономические последствия

Название работы: Инфляция: причины, виды и социально-экономические последствия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Эктеория

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ 5

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНФЛЯЦИИ 5

1.2. ИНФЛЯЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛАХ 11

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ 17

2.1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 17

2.2. СОВРЕМЕННАЯ ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ 25

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Выдержка:

Введение

Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Но современной инфляции действительно присущ ряд отличительных особенно-стей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеме-стный, всеохватывающий; и если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический и стала постоянным фактором воспроизводственного процесса.

Явление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и пе-реходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран, что определяет важность и актуальность выбранной темы.

Процесс инфляции отличается упорством, способностью к опасному рас-ширенному самовоспроизводству и неприятными социально-экономическими последствиями, связанными с перераспределением богатства и дохода нации. Практическая актуальность этой проблемы подтверждается цифрами ежегод-ного прироста потребительских цен в промышленно развитых странах. Для России с началом перехода ее к рынку инфляция превратилась в одну из самых болезненных проблем.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение ка-налов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вы-зывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обраще-ния обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Ин-фляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и со-вокупным предписанием. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонны колебаний, структурных сдвигов в системе вос-производства, монополизации рынка, государственного регулирования эконо-мики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различ-ными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция.

2. Характеристика современной инфляции

2.1. Основные виды инфляции

Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенден-цию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднима-ются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глуби-ны является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать ко-личественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.

Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность ко-личественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро под-считать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Существует несколько индексов цен.

 индекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);

 индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;

 индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обра-щение;

 индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стои-мости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактиче-ской структурой потребительских расходов населения).

Выделяют и другие, менее известные индексы цен:

 индекс оптовых цен производителя;

 дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номи-нального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, на-кручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потреби-тельских, но и всех других цен.

Список литературы

1. Булатов А.С. Учебник по курсу «Экономическая теория», М., Бек, 2004.

2. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 2005.

3. Геращенко В.В. Проблемы инфляции в Российской экономике и роль бан-ковской системы. // Деньги и кредит. – 2005. № 10.

4. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи. 2005.

5. Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики. - 2005. № 12.

6. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М., изд-во МГТУ, 2004.

7. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.¬- М., 2000.

8. Фальцман В. Инфляция. // Экономические науки. № 2, 2004.

9. Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - Киров, 2004.

Похожие работы на данную тему