Законодательство о защите прав потребителя

Название работы: Законодательство о защите прав потребителя

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ В ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 5

1.1. Возникновение и развитие движения в защиту прав потребителей в зарубежных странах (США, Великобритания, ФРГ, Швеция) 5

1.2. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей

10

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 15

2.1. История развития потребительского законодательства в России 15

2.2. Потребительское движение в современной России 16

2.3. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативных правовых актов 19

2.4. Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах) 24

2.5. Защита прав потребителей при продаже товаров 29

2.6. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг

42

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны: производители товаров и услуг, торговля диктовали им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Закон «О защите прав потребителей» был разработан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защиты их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определения механизма реализации этих прав. Актуальность темы выражена также в практической значимости и недостаточной разработанности проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг и поэтому обусловили выбор ее в качестве предмета квалификационного исследования.

Выбранная тема квалификационной работы предполагает выполнение следующих задач: провести анализ современного законодательства в области защиты прав потребителей; исследовать основные теоретические проблемы этого правового института и высказать некоторые предложения относительно совершенствования его правовых норм.

Целью квалификационной работы является изучение Закона РФ «О защите прав потребителя», выявление реальных возможностей у потребителя отстаивать свои интересы и права при совершении различных сделок, покупке товара, потреблении каких-либо услуг.

Основной правовой базой при написании квалификационной работы является Закон РФ "О защите прав потребителей", а также и другие нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу общественных отношений. Теоретической базой квалификационной работы являются труды авторов М.И. Брагинского, А.Ю. Кабалкина, Я.Е.Парций и многих других

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

2.1 История развития потребительского законодательства в России

Российские архивы также свидетельствуют о том, что проблема мошенничества и фальсификации товаров в России была известна и был принят ряд законов для защиты потребителей. Достаточно вcпомнить Петра I и его лютость по отношению к мошенникам купцам, снабжавшим армию и флот, как самых крупных потребителей пищевых и непищевых товаров в то время, некачественной пенькой, червивой солониной, плохим литьем для производства пушек. Законы, принимаемые в период петровского правления регламентировали торговлю пищевыми товарами на рынках столицы. Сенатский указ 1713 г. предписывал: «В мясных рядах скотину бить и продавать по прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали». В Указе 1718 г. запрещалась продажа «нездорового съестного харча и мертвечины» и устанавливались жесткие меры наказания: «за первую вину будет бит кнутом, за вторую – сослан в каторгу, за третью – учинена будет смертная казнь». В Указе 1722 г. предписывалось «несвежее мясо бросать собакам или велеть закапывать в землю в особливых местах, а ежели у кого для продажи явится какая мертвечина и за то таковых бить кнутом и , вырезав ноздри ссылать на каторгу на урочные годы.» Надзор за качеством продукции был возложен на полицию. Указами Сената 1756 г. определялись права полиции, которая должна была следить за ценами на пищевые продукты на рынках: «Пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе».1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Специальная литература

1. Власова А.В. Структура субъективного гражданского права. Автореферат канд. дисс., - СПб: 2001

2. Гражданское право. Том 3. Учебник под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Роников, 2001.

3. Дашков Л.П. Правила торговли и защита прав потребителей. Правовое обеспечение. - М.: «Дашков и К», 2003.

4. Защита прав потребителей. Разъяснения по применению Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Выпуск 14(26). – М.: «ИНФРА-М», 2003

5. Зименкова О.Н., Левшина Т.Л., Тобис В.И., Шерстобитов А.Е. Закон о защите прав потребителей. Комментарий к Закону и практике его применения – М.: МЦФЭР, 2004.

6. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая (под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) – М.: Юрайт-Издат, Право и закон, 2003

7. Мотехина М.В. Курс лекций "Защита прав потребителей".- М.: «Экзамен», 2001

8. Подзоров С.А. Защита прав потребителей. - М.: Экзамен, 2002

9. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (под ред. Парций Я.Е.) – М: Экзамен, 2001

10. Скат Д. Психология потребителя.- СПб.: ПИТЕР, 2003

11. Толпыгин Г.А., Антонова Н.А., Антонов В.В.Потребительское право и защита прав потребителей. - М.: ПРИОР, 2003

12. Шатурина Н.И. Защита прав потребителя. – Ростов н/Д, Феникс, 2003

13. Чепурной И.П. Защита прав потребителей. Виды и способы обмана покупателя продовольственных товаров. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

Список использованных нормативных правовых актов:

14. Конституция Российской Федерации.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г.)

16. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.)

17. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (с изм. и доп. от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) – СЗ РФ. 1996. №3. ст.140

18. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) – СЗ РФ. 2000. №2. ст.150

19. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (с изм. и доп. от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г.)

20. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795 "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок".

21. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" - СЗ РФ. 1998. №4. ст. 482 - (с изм. и доп. от 20 октября 1998 г., 2 октября 1999 г., 6 февраля 2002 г., 12 июля 2003 г.)

22. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 октября 1999 г., 30 сентября 2000 г.)

23. Постановление Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. N 11 "Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р" (с изм. и доп. от 22 апреля 2002 г.)

24. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Общие требования. Информация для потребителя" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1997 г. N 439)

25. Письмо ГКАП РФ от 27 мая 1996 г. N НФ/2269 Об усилении контроля за соблюдением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"

26. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.)

27. Письмо Комитета Российской Федерации по торговле от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети"

Судебная практика:

28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г., 21 ноября 2000 г., 10 октября 2001 г.)

29. Вестник ВС. 2003, №11. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2003 г. N 46-В03-18

30. Интернет-сайт www.link-ul.ru (официальный сайт Ульяновского территориального управления министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) Определение Ульяновского областного суда от 10 сентября 2002 г. № 18 по делу № 33-1796

31. Эфир Ren-TB, 7 мая 2004 г. Передача «Час суда»

Похожие работы на данную тему