Психологическая депривация и пути ее коррекции

Название работы: Психологическая депривация и пути ее коррекции

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

209 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………....2

Глава I. Психологическая депривация, ее особенности, формы и виды в тру-дах отечественных и зарубежных психологов…………………………………...5

1.1. Феномен психологической депривации в отечественной и зарубежной пси-хологии……………………………………………………………………….…5

1.2. Анализ теории и классификация видов психологической депривации в оте-чественной и зарубежной психологии……………………………………….12

Глава II. Психологическая депривация и ее влияние на психическое разви-тие ребенка…………………………………………………………………………...44

2.1. Особенности психического развития ребенка детского возраста…………....44

2.2. Психологическая депривация и ее влияние на развитие……………………...61

Глава III. Психологические проблемы депривации детей, пути их профилак-тики и коррекции…………………………………………………………………...78

3.1. Постановка проблемы организации и методы исследования……………..….78

3.2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению психологической депривации в детском возрасте……………………………………………………..79

3.3. Программа психокоррекционная и психопрофилактической работы педагога-психолога по преодолению психологической депривации………………………177

Заключение…………………………………………………………………………142

Литература………………………………………………………………………….144

Приложение…………………………………………………………………………149

Выдержка:

Введение

В настоящее время практика сталкивается с усилением в нашем обществе ряда неблагоприятных тенденций, существенно усложняющих психическое развитие и воспитание детей. Заметное место среди них принадлежит отрицательному влия-нию ряда социально- экономических факторов. Ощутимые осложнения несёт с собой, например, фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей, в общественном производстве. Родители переносят свои функции на ясли и детские сады, а позднее на школу и другие учреждения.

Мы отмечаем эти факты лишь как одно из наиболее очевидных свидетельств ак-тивно происходящих массовых изменений в воспитательных тенденциях и уста-новках родителей.

Если у нормально развивающегося ребенка иногда появляются проблемы, тре-бующие психологической помощи, то у депривированных детей эти проблемы существуют всегда и их, как правило, целый «клубок».

Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребно-стей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых ис-точников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенно имен-но психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограни-чена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации психологически по-хожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства - вот наи-более характерные черты так называемого депривационого синдрома.

Видов депривации много, но наиболее тяжелая для ребенка депривация в семье. В последние годы психологические проблемы депривированых детей активно ис-следуются. Довольно много публикаций посвящено коррекционной работе с детьми в детских домах, приютах, комиссиях по делам несовершеннолетних, в пенитенциарных учреждениях, большое внимание уделяется деформациям харак-тера детей в неполных и неблагополучных семьях. Отмечается, что много детей страдают так называемыми школьными неврозами. На этом фоне проблемы пси-хического развития детей в «благополучных семьях» как – то отошли на второй план.

Свои исследования по выявлению и изучению психологической депривации мы проводили на базе МОУ – СОШ № 7, г. Армавира.

Цель исследования – изучение особенности депривации в детском возрасте и пути её преодоления.

Объектом исследования являются младшие школьники.

Предмет исследования – особенности и причины возникновения психологиче-ской депривации и пути её преодоления в младшем школьном возрасте.

Для реализации цели исследования нами выдвинута следующая гипотеза: для преодоления психологической депривации детей в младшем школьном возрасте необходима комплексная деятельность со стороны взаимодействия семьи и шко-лы в воспитании ребенка. При этом немало важную роль играет роль педагога – психолога, который должен не только отслеживать детей, испытывающих психо-логическую депривацию, но и оказывать корреогирующее воздействие в работе с ребенком, педагогом, семьей.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, мы выделяем сле-дующие задачи исследования:

1. Анализ психолого – педагогической научно – методологической литерату-ры по теме исследования. Сопоставления различных подходов к изучению.

2. Исследования причин и факторов возникновения психологической депри-вации в младшем школьном возрасте.

3. Изучение индивидуально – психологических особенности депривирован-ного ребенка.

4. Разработка программы коррекционных мероприятий по работе с деприви-рованными детьми.

5. Психологическое просвещение учителей, родителей по предупеждению психологической депривации в начальной школе.

Методологической основой исследования являются исследования В.М. Бех-терева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.Н. Прихожан, Р. Шпитца, И.А. Сикор-ского, Дж. Аллана и др.

Научная значимость работы заключается в том, что нами принимается по-пытка изучить причины и факторы депривации ; определить индивидуально – психологические особенности способствующие проявлению и развитию психоло-гической депривации в детском возрасте; разработать программы работы практи-ческого психолога при наличии психологической депривации в младшем школь-ном возрасте.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования позволят более эффективно осуществить практическую дея-тельность школьного психолога в коррекции и профилактике психологической депривации в младшем школьном возрасте.

Проводя исследования, мы опирались на следующие принципы: принцип связи теории с практикой (точка зрения субъекта – первая и основная точка зрения по-знания ); принцип научности (учащиеся на каждом шагу опираются на точно ус-тановленные знания и при этом использовались методы, приближенные к мето-дам изучаемой науки ); принцип наглядности ( опора на реальные представления учеников ); принцип доступности ( соответствие материала возрасту, индивиду-альным особенностям, уровню подготовленности учащихся ).

Текст ВКР иллюстрирован рисунками и таблицами.

Тот факт, что концепция психической депривации до сих пор не завершена и не является устойчивой, лучше всего заметен по разнородности терминов. Некоторые авторы сужают общее обозначение соответственно тому, какую психическую потребность они принимают в качестве самой важной и какая "недостаточность" имеет, таким образом, решающее, по их мнению, влияние на возникновение психических нарушений.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Аллан Дж. Ландшафты детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. СПб.; Мн., 1997.

2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. М., 1979.

3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагно¬стики развития лич-ности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Сб. науч. трудов. М., 1987.

4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Пер. с англ. М.,1986.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском воз¬расте: Психологиче-ское исследование. М., 1986.

6. Брински Б. Гештальт-терапия: Методическое пособие к семи¬нарам. СПб., 1996.

7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет¬ского психиатра. М.,1988.

8. Бюлер Ш., ГетцерГ. Диагностика нервно-психического развития детей ранне-го возраста. М., 1935.

9. ВаллерштейнДж.В., КеллиДж.Б. Последствия развода роди¬телей: переживание ребенка в период поздней латентности / Ла¬биринты одиночества. М., 1989.

10. Валлон А. Психическое развитие ребенка / Пер. с фр. М., 1967

11. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитываю-щихся вне семьи. Киев, 1991.

12. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр. сочин. Т. 5. М.,1984.

13. Галигузова Л.Н.. Формирование потребности и общении со сверстника¬ми у детей раннего возрата // Вопросы психологии. М., 1985.

14. Дембеле К. Психологические особенности проявления сопереживания у де-тей старшего дошкольного возраста (в условиях семейного воспита¬ния и в дет-ских домах Мали и в СССР): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.

15. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. В.А. Стребелевой. М., 1998.

16. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.

17. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998.

18. Залысина И.А., Смирнов Е.О. Некоторые особенности психического раз¬вития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы пси¬хологии. 1965. № 2. С. 129-141.

19. Захаров А.И. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

20. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М., 1972.

21. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психоло-гии. 1984. № 4

22. КраигГ. Психология развития. СПб., 2000.

23. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

24. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их разви¬тие и решать проблемы. М., 1991. 25. Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. Ун-тов и ин-тов / Ред.- сост. В.С. Мухина. М., 1991

26. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становле¬ние лич-ности дошкольника // Психологические основы формирова¬ния личности в усло-виях общественного воспитания. М., 1979. 27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1980. 28. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Год.-сост. В.С. Му-хина. М.. 1991.

29.Мэнделл Дж.Г., Дамон Л. и др. Групповая психотерапевтиче¬ская работа с детьми, пережившими насилие. М., 1998.

30. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологи¬ческий журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 43-53. 31. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в уч¬реждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1.С.32-39. 32. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

33.Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

34.Оклендер В. Гештальт-терапия с детьми: работа с гневом и интроектами // Гештальт-терапия с детьми. Вып. 1. М., 1996.

35. Оклендр В. Окно в мир ребенка: Руководство по детской пси¬хотерапии. М., 1997.

36.Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишен¬ные роди-тельского попечительства / Ред.-сост. В.С. Мухина. М.,_1991.

37. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дуброви-ной, А.Г. Рузской. М.. 1990.

38. Помощь родителям в воспитании детей/Пер. с англ. М., 1992.

39. ЦрихожанА.М.,Толстых Н.Н. Дети без семьи: Детский дом: заботы и тревоги общества.М., 1990.

40.Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983.

41.Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. М.; 1987.

42.Романова Е.С., Потемкин О.Ф, Графические методы в психологической диаг-ностике. М., 1992.

43. Рыжикова С.Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потреб¬ности в признании у 6-летних детей. М., 1990.

44. Смид Т. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999.

45. Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимо¬сти в семье/Пер. с англ. М., 1991.

46. Спиваковская А.С. Психопрофилактика детских неврозов: комп¬лексная пси-хологическая коррекция. М., 1988

47.Счастная Т.Н. Способность к сопереживанию у детей среднего и стар¬шего дошкольного возраста. М., 1987.

48.Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Пер. с англ. Ека-теринбург, 1998.

49.Фельдштейн Д.Н. Психология развития личности в онтогенезе.М.,1989.

50. Фориндер У., Полфелдт Л. Работа с детьми и подростками, лишивщимися близких // Кризисные события и психологические проблемы человека / Сб. науч. трудов. Минск, 1997.

51. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999.

52. Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994.

53. Фурманов И.А. Психологическая реакция жертвы, пережившей попытку из-насилования //Социально-психологическая реабилитация населения, пострадав-шего от экологических и техногенных катастроф /Мат. V Междунар. конф. Минск, 1998.

54. Фурманов И.А. Насилие над детьми: сходство и различия психологических последствий // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии /Сб. науч. трудов. Минск, 2001.

55. ФурмановИ.А.,Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечитель¬ства. Минск, 1999.

56. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологиче¬ская работа с детьми, лишенными родительского попечительст¬ва: Книга для психологов. Минск, 1999.

57. Ширн Ч. , Рассел К. « Рисунок семьи» как метод изучения детско- родитель-ских взаимоотношений // Проективная психология. М., 2000.

58.ШпицР.А. Психоанализ раннего детского возраста. М.; СПб.,

2001.

59. Холл 3. Последствия сексуальных и психологических травм детства // Пси-хол. журнал. № 5. Т. 13.1992.

60. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

61. Хоментаускас Г. Т. Методика « Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалёва, В.В. Столина. М., 1987.

62. Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкийВ.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.

63. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В.Лебединский и др.М.,1990.,

64. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей до-школьного и младшего школьного возраста в условиях детско¬го дома. Канск, 1996. 65. Bowlby L. Child care and the growth of love. Singapore: Pergyin boks, 1983. , 66. Svejda M., Campos J., Emde R. Mother-infant fonding; failure to genera¬lize//Child Development. V. 41980.

67. Wolff W. Projective me thuds for personality analysis of expressive behavior in preschool children // Character and Personality. 1942. Vol. 10.

Похожие работы на данную тему