Психологическая помощь семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении конфликтов

Название работы: Психологическая помощь семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении конфликтов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

132 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава I Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста ………….…………………………………….……….…………7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития ребенка дошкольного возраста……………….………………………………..…...7

1.2. Основная характеристика проблем, встречающихся у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….32

1.3. Анализ и характеристика причин возникновения конфликтов в семьях, имеющих детей дошкольного возраста, и их влияние на развитие личности дошкольника……………………………………………………46

Глава II Психологическая помощь семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении конфликтов………………………………………………85

2.1 Характеристика оказания психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста …….…………………………….……………………85

2.2 Экспериментальная работа по оказанию психологической помощи семьям с детьми, в разрешении конфликтных ситуаций ……………...……………101

2.3 Программа «Психологическая поддержка детей дошкольного возраста в преодолении конфликтных ситуаций»………………………………………….111

Заключение………………………………………………………………………..123

Литература…………………………………………………………………….…..127

Приложения……………………………………………………………………….132

Выдержка:

Актуальность темы исследования.

Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личностные свойства и ценности, определяющие качества будущей жизни. Одновременно это такой период, когда ребенок накапливает опыт необходимый для дальнейшей жизни и наименее защищен от воздействующих на него физических, социальных и психологических факторов.

Углубляющаяся в стране социально-экономическая и политическая нестабильность ослабляет роль основного общественного института – семьи. Катастрофическое падение жизненного уровня большинства семей. Расслоение общества на богатых и бедных. Психоэмоциональные и физические перегрузки родителей, порожденные безработицей, отказом многих от профессиональной деятельности, резким снижением качества жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, беспомощностью в обеспечении благоприятных условий для развития детей. Все это усугубляет семейное неблагополучие, возникновение конфликтов и болезненно отражается на детях, на их физическом и психическом здоровье.

Проблемы сохранения психологического здоровья семьи в последние годы все больше становится предметом психолого-педагогического исследования [6].

По мнению И. В. Дубровиной, П. Бейкера, А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского, психологическое здоровье находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и делает личность самодостаточной. Оно содержит или подразумевает такое важнейшее свойство человека как стрессоустойчивость, или жизненная стойкость человека, т.е. способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для его общего здоровья.

Основа психологического здоровья полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте в семье, когда ребенок набирается опыта и познает мир взрослых, с его достоинствами и недостатками.

Для детей главным фактором психологического нарушения является социальная среда, т.е. семья – конфликтные отношения между членами семьи.

Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации, разделяются:

- по количеству детей в семье (семья с одним ребенком, многодетная);

- по составу семьи (неполная, простая, семья повторного брака);

- по качеству отношений и атмосфере в семье (благополучная, асоциальная, неблагополучная).

- по стилю воспитания ребенка в семье (авторитетное, авторитарное, снисходительное);

Исходя из этого, целью нашего исследования является возможность оказания психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении возникающих конфликтов.

Объектом нашего исследования стала семья, имеющая ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: оказание психологической помощи при возникновении конфликтных ситуаций в семьях с детьми дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования, на основании анализа проблемы нами были сформулирована следующая гипотеза:

- Если оказывать своевременную психологическую помощь семьям, имеющим детей дошкольного возраста, то можно избежать возникновения конфликтных ситуаций влияющих на развитие и формирование личности дошкольника.

Задачами нашего исследования являются:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. Дать характеристику психологических особенностей развития ребенка дошкольного возраста.

3. Изучить причины возникновения конфликтов в семьях и влияние их на ребенка.

4. Разработать и апробировать программу оказания психологической помощи семьям с ребенком дошкольного возраста в разрешении конфликтов.

Организация и этапы исследования:

- аналитико-поисковый этап (2004 – 2005 гг.) – определение целей, задач, гипотез исследования, анализ литературы по проблеме исследования;

- констатирующий этап (2004 – 2005 гг.) – исследование вопросов, связанных с определением психологических особенностей развития ребенка дошкольного возраста;

- опытно-экспериментальный (2005 г.) - выявление и анализ конфликтных ситуаций в семьях с детьми дошкольного возраста и оказание им психологической помощи в разрешении их проблемы;

- обобщающий (2006 г.) – обобщение результатов исследования, формирование выводов и заключения исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент. Учитывая возраст испытуемых (3 – 7 лет) использовались, в основном, проективные методики («Моя семья», «Мир мамы, мир папы», «Я, мама, папа, друг, враг», Fast – тест, «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем?»), цветовой тест М. Люшера, модифицированная методика «Беседа о страх».

Экспериментальная база исследований и контингент испытуемых.

Исследование проводилось на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Лабинска.

В исследовании принимало участие 11 семей, имеющих детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области развития ребенка дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, Г.С. Абрамова, Я.Л. Коломинский, Л.В. Финькевич, В.А. Сухомлинский, Г.А. Абрамова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О. Бард, У. Кеннон, Ф. Ланге и др.), в семейной психологии и психотерапии (А.С. Спиваковская, А. Фромм, Р. Снайдер, П.Я. Гальперин, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.М. Бардиан и др.); психологическая помощь, поддержка и психологическое сопровождение (А.Ф. Бондаренко, И.П. Котова, С.В. Недбаева, А.И. Тащева и др.)

Практическая значимость нашей работы состоит в анализе литературы по проблеме исследования и реальном оказании психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении конфликтных ситуаций.

Материалы исследования могут быть использованы в организации работы практического психолога по проведению коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, в семейном консультировании.

Во введение обоснована актуальность темы оказания психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении конфликтов; дан краткий анализ состояния проблемы; определился объект и предмет исследования; формулируются его методологические основания, цель, гипотеза, задачи и практическое значение работы.

Структура и объем работы.

Квалификационная работа изложена на 132 странице, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, таблиц, рисунка, приложений.

Список использованной литературы 78 источников.

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный [68]. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым.

адекватному возрасту – среднему и низкому уровню.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Н. Н. Привязанность ребёнка к матери и образ себя. //Вопросы психологии. – 1997 - №4.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирова¬ние. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999.

4. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я. Отношение к себе и отношение к дру¬гим// Вести Моск. ун-та. Серия "Психология", 1981, № 4.

5. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская E.M. Социально-психологи¬ческие методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. M., 1987.

6. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995.

7. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье, М., 1972

8. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. M., 1988.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

11. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика, М.: изд. «Института психотерапии», 2000.

12. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии, СПб.: «Питер», 2001.

13. Брутман В.И., Варга А.Я., Сидорова В.Ю., Хамитова И.Ю. Семейные факторы девиантного материнства. Жур. Семейная психология и семейная терапия, 1999, №3

14. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: книга для учителей и родителей. – М., Просвещение. – 1998.

15. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М., Просвещение. – 1967.

Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000 - №3.

16. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологи¬ческой помощи. Вопросы психологии, 1988, № 5.

17. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления крити¬ческих ситуаций. M., 1984.

18. Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – Москва – Рига. – 2000.

19. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. – М., Из-во Владос-Пресс. – 2003.

20. Видра Д. О. Помощь разведенным родителям и их детям, М.: изд. «Института психотерапии», 2000.

21. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М., 1998.

22. Владиславский В. Все начинается с детства. Минск, 1989.

23. Воспитание с любовью и логикой, М., 1995.

24. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?, М., 1996.

25. Гульянц Э. К., Широкова Г. А. Возможные методы диагностики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. //Актуальные проблемы психологической диагностики: Сборник научных статей /Под ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Рошена – Ростов н/Д. – 2001.

26. Дальто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

27. Джайнотт Х. Родители и дети. М., 1986.

28. Джини Грехем Скотт Конфликты, пути их преодоления, Внешторгиздат – Киев,1991.

29. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.

30. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни, М.: «Просвещение», 1990.

31. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. Жур. «Вопросы психологии», 1991., №3

32. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 .

33. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., Педагогика. – 1986.

34. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». – СПб. - Из-во Союз. – 2000.

35. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

36. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков. М.: изд. Института Психотерапии, 2001.

37. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

38. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

39. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М., 1990.

40. Линейные родительские попечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов Пед. Университетов и институтов /Под ред. В. С. Мухина. – М., Просвещение. – 1991.

41. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 .

42. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М., 1980.

43. Меншикова Е. С. Жестокое обращение с детьми и его последствия //Психологический журнал. – 1993. - №2.

44. Мишина Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений // Методы психологической диагностики и коррекции в кли¬нике / Ред. M.M. Кабанов, А.Е. Личко, B.M. Смирнов. Л., 1983.

45. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998.

46. Недбаева С.В. Психологические практики в образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. Учеб.-методич. Пособие. СПб.: изд. РПГУ им. А.И. Герцена, 2000.

47. Недбаева С.В. Психологические практики в российском образовании 20 столетия. СПб.: «Образование», 1999.

48. Немов Р.С. Психологическое консультирование, М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.

49. Немов Р. С. Психология в 3-х кн. кн. 1. – М., «Владос». – 1999.

50. Николаева Е. И., Купчик В. П., Сафонова А. М. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве. //Психологический журнал. – 1996. - №3.

51. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.

52. Овчарова Р.В. Практическая психология образования, М.: изд. центр «Академия», 2003.

53. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990.

54. Популярная психология для родителей, под ред. А. А. Бодалева, М.: «Педагогика», 1989.

55. Популярная психология для родителей под ред. А.С. Спиваковской, СПб., 1997.

56. Психологические тесты в 2-х томах, под ред. А.А. Карелина, Гуманит. Изд. Центр: «Владос», 2002.

57. Роян А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка. – М., Педагогика. – 1988.

58. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

59. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психоло¬гического консультирования / Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. M., 1989.

60. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

61. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конф¬ликтного общения в семье // Вопросы психологии, 1985., № 4.

62. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.

63. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.

64. Тащева А. И. Энциклопедия психологической помощи, Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2000.

65. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.

66. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

67. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., «Владос». – 1999.

68. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений- М.: «Просвещение», 1989.

69. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М., 1993.

70. Харли Уилард Ф. Законы семейной жизни. М., 1993.

71. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: познать и покорить, Минск: «Харвест», 2001.

72. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога /Серия «Справочники», - Ростов н/Д., Феникс. – 2003.

73. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога, Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2004.

74. Шиянов Е.Н., Недбаева С.В. Личностноразвивающая психологическая практика в российском образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2002.

75. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций, М.: «Апрель-пресс», изд. «Эксмо-пресс», 2000.

76. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. СПб., 2002.

77. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 .

78. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996

Похожие работы на данную тему