Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса подростков

Название работы: Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

153 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного

интереса у подростков……………………………………………...…….7

1.1. Изучение познавательного интереса в работах отечественных

и зарубежных психологов………………………………………………...7

1.2. Общая характеристика и содержание познавательного интереса…15

1.3. Особенности и возможности подросткового возраста……………..30

1.4. Психолого-педагогическая характеристика учебной

деятельности…………………………………………………………….40

Выводы по первой главе………………………………………………………55

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития

познавательного интереса у подростков………………………………58

2.1. Характеристика содержания исследования проявлений

познавательного интереса у подростков………………………………58

2.2. Анализ результатов изучения имеющихся особенностей

познавательного интереса у подростков………………………………62

2.3. Описание психолого-педагогических воздействий,

направленных на повышение уровня развития познавательного

интереса у подростков………………………………………………….82

2.4. Анализ динамики развития познавательного интереса в

экспериментальной группе…………………………………………….91

Выводы по второй главе……………………………………………………..105

Заключение……………………………………………………………………109

Список литературы……………………………………………………………112

Приложение……………………………………………………………………116

Выдержка:

Введение.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активно-сти личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направ-ленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие пси-хологических процессов человека.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение со-держанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к при-обретению знаний, к науке (Г.И. Щукина).

Интерес – форма проявления познавательных потребностей, обеспе-чивающая направленность личности на осознание целей деятельность, что способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более пол-ному и глубокому отражению действительности (по А.В. Петровскому) [33].

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, на-оборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание ин-тереса к знаниям у школьников.

Процесс формирования познавательного интереса происходит в дея-тельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Глав-ный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит сис-тематическое овладение знаниями в предметных различных областях, при-обретение и совершенствование способов (умений и навыков) познаватель-ной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению учебных предметов, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.

Актуальность выбранной нами темы исследования определяется важ-ностью привлечения интереса подростков к учению, в связи с тем, что ве-дущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное об-щение со сверстниками, а интерес к школе естественно снижается.

Цели исследования:

1. изучить содержание познавательного интереса у подростков;

2. определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков.

Объект исследования: познавательный интерес и его проявление в учебной деятельности.

Субъектом исследования будут подростки, учащиеся 5-6 классов школы-интерната №1.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса у подро-стков.

Гипотеза исследования – мы предположили, что характер развития познавательного интереса у подростков определяется следующими факто-рами:

1. познавательный интерес имеет возрастную динамику (у подростков 5 класса уровень познавательного интереса выше, чем у подростков 6 клас-са).

2. для повышения познавательного интереса необходимо использо-вать специально разработанную коррекционно – развивающую программу, учитывать особенности, присущие подростковому возрасту, создавать бла-гоприятные условия развития познавательного интереса.

3. своевременно и качественно выявлять уровень развития познава-тельного интереса у подростков 5 и 6 классов.

Для доказательства цели и подтверждения гипотезы нами были по-ставлены следующие задачи исследования:

1. выполнить анализ психолого-педагогической литературы по изу-чаемой проблеме;

2. изучить определение содержания познавательного интереса отече-ственными и зарубежными психологами;

3. определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков;

4. апробировать коррекционно – развивающую программу;

В качестве методологических основ исследования послужили резуль-таты исследований отечественных и зарубежных ученых:

1. изучение познавательного интереса (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, Дж. Брунер, Ж.-Ж. Руссо и др.);

2. изучение особенностей учебной деятельности подростков (Л.С. Вы-готский, Д.Б.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин и др.);

3. изучение особенностей подросткового возраста (Л.С. Выготский В.А. Крутецкий, С.К. Масгустова, И.В. Дубровина и др.);

4. изучение познавательного интереса у подростков (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, И.В. Бадинцян, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина и др.).

Базой апробации в нашем исследовании будут учащиеся 5 и 6 классов школы-интерната №1.

Практическая значимость состоит :

1. в возможности применения педагогами, родителями и психологом полученных результатов в практической деятельности.

2. в использовании коррекционно - развивающих заданий, направлен-ных на развитие познавательного интереса подростков.

Методы и методики:

Для изучения содержания и проявления познавательного интереса у подростков мы использовали комплекс методов: беседа о значимости пред-метов для подростков; анкета по изучению предметной ориентации у под-ростков, анкета по выявлению: мотивации учения, ранжирования познава-тельных интересов, источников удовлетворения познавательного интереса.

Для получения диагностических данных нами была проведена мето-дика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к уче-нию в средних классах школы.

Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, выводы по первой главе, выводы по второй главе, заключения, списка лите-ратуры и приложения.

Теперь рассмотрим подробно все затронутые вопросы проблемы по-знавательного интереса и его влияния на обучение.

Глава 2.

Опытно-экспериментальное исследование развития познавательного интереса у подростков.

2.1. Характеристика содержания исследования проявлений познава-тельного интереса у подростков.

Наше исследование проводилось в течение двух месяцев с 30 учащи-мися 5 и 6 классов (15 человек – учащиеся 5 «А» класса, 15 человек – уча-щиеся 6 «А» класса) на базе школы-интерната №1, г. Армавира.

В нашем эксперименте исследовался уровень развития познавательно-го интереса у подростков.

На первоначальном этапе исследования мы поставили перед собой та-кие задачи:

– определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков;

– определить уровень развития познавательного интереса у подрост-ков.

Для изучения содержания и проявления познавательного интереса у подростков мы использовали комплекс методов: беседа о значимости пред-метов для подростков; анкета по изучению предметной ориентации у под-ростков, анкета по выявлению: мотивации учения, ранжирования познава-тельных интересов, источников удовлетворения познавательного интереса.

Для получения диагностических данных нами была проведена мето-дика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к уче-нию в средних классах школы.

Похожие работы на данную тему