Психологические условия предупреждения конфликтов в управленческой деятельности

Название работы: Психологические условия предупреждения конфликтов в управленческой деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

85 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1. Сущность конфликта 7

1.2. Классификация конфликтов 13

1.3. Факторы возникновения конфликтов. 28

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 38

ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 40

2.1. Постановка проблемы, организация и методы исследования. 40

2.2. Анализ опытно-экспериментальных данных причин возникновения конфликтов в трудовом коллективе. 42

2.3. Методические рекомендации руководителю по предупреждению конфликтов в трудовом коллективе. 46

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 72

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема управления общественными конфликтами особенно обострилась в переходный период от тоталитарного политического режима к демократическому, от командно-административной к рыночной экономике. Снижение жизненного уровня большинства населения, реальная для многих людей угроза безработицы, потеря идеологических и нравственных ориентиров, стихийность и анархия в народнохозяйственной жизни, трудности становления на путь новых производственных отношений плюс примешивающиеся к социально-экономическим трудностям проблемы политического, этнического, религиозного характера - все это повысило социальную напряженность, накал страстей, вызвало к жизни новые по своим масштабам и содержанию коллизии в трудовых коллективах и населенных пунктах. Естественно, такая обстановка требует научного подхода и квалифицированного влияния на экономические, социальные и политические отношения, поиска предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

Чрезвычайно важно для руководителя в таких условиях быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями. В зависимости от того, какую роль руководитель примет в разрешении конфликта, насколько эффективным будет управление конфликтом, последствия его могут стать позитивными или негативными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их. Но чтобы не разбираться с последствиями конфликтов, важно руководителю уметь их предупреждать. Определяя тем самым актуальность нашего исследования, мы выделяем, что:

Объектом исследования выступают сотрудники МУ «Служба спасения» г. Армавира.

Предмет исследования – психологические условия предупреждения конфликтов в управленческой деятельности.

Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования – изучить психологические условия предупреждения конфликтов в управленческой деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить наличие возможных причин конфликтности в трудовом коллективе.

3. Проследить как выявленные причины конфликтности в трудовом коллективе будут проявляться в различного типа конфликтах.

4. Определить и описать способы предупреждения конфликтов в управленческой деятельности руководителя рассматриваемого учреждения.

Поставленные нами цели, задачи, предмет исследования позволяют нам сформулировать следующую гипотезу: основным условием эффективного предупреждения конфликтов в трудовом коллективе является правильное налаживание отношений в звене «руководитель-подчиненный» и умение руководителя управлять конфликтной ситуацией.

Научная значимость (новизна) состоит в том, что содержательно обозначен и обобщён теоретически и эмпирически материал в рамках проблематики исследования по изучению психологических условий предупреждения конфликтов в управленческой деятельности.

Теоретической основой исследования является ряд фундаментальных теорий и концепций, среди них работы Гришиной Н.В., посвящённые психологии конфликта, общению в трудовом коллективе, работы Добрынина В.В. по проблеме научного управления предприятиями и учреждениями, работы Свенцицкого А.Л., Терещенко В.И., Красовского Ю.Д. по социально-психологическим проблемам управления, работы по психологии управления (Кабаченко Т.С., Ревенко Н.В., Питерс Т., Уотермен Р.), теория бесконфликтного поведения (Шипилов А.И.).

Общую методологическую основу исследования составили:

- принцип системности, который даёт возможность понять и изучить психологические условия предупреждения конфликтов в управленческой деятельности;

- принцип развития, дающий возможность рассмотрения развития личности в её динамике (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., А. Маслоу, Петровский А.В., Эльконин Д.Б.);

- принцип историзма требующий изучения истории развития данной проблемы в историческом аспекте.

Методы исследования:

1. Диагностические методы (беседа, тестирование, анкетирование).

2. Методы наблюдения.

3. Прогнозирование.

Методики.

1. Методика «Изучения сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентированного единства) Р. О. Немова.

2. Методика «Изучения психологического климата коллектива» А.Ф. Фидпера.

3. Опросник К. Томаса по способом реагирования в конфликтной ситуации.

Базой экспериментального исследования стало МУ «Служба спасения» г. Армавира. Экспериментальную выборку составили сотрудники учреждения в количестве 24 человек (начальник, зам. начальника, бухгалтер, специалист по техобслуживанию, 4 старших спасателя, 16 спасателей).

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности работы психолога на предприятии и руководителя в классификации причин и типов конфликтов в трудовом коллективе, их диагностике и способов предупреждения.

Организация и этапы исследования. На первом этапе научно-педагогического поиска изучались научные подходы к проблеме изучения психологических условий предупреждения конфликтов в управленческой деятельности. На втором этапе осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цели, задачи, гипотеза исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала. На третьем этапе был проведен констатирующий эксперимент по выявлению причин возникновения конфликтов в трудовом коллективе. На четвертом, заключающем, этапе были обобщены полученные результаты и составлены рекомендации для руководителя по предупреждению конфликтов в управленческой деятельности.

Проблема предупреждения конфликтов в управленческой деятельности руководителя является актуальной и сложной, т.к. проблему конфликтов легче предупредить, чем потом грамотно разрешить. В последнее время в силу действия социально-экономических, политических, демографических, этнических причин увеличивается количество предприятий и учреждений с высоким уровнем конфликтности в трудовых коллективах, что «тормозит» процесс развития предприятий, их процветание. Если говорить о работе руководителя, то 70-80% ее находится под гнетом скрытых и явных противоречий и противостояний, игнорирование которых приводит к конфликтам.

В настоящее время существует острая необходимость оказывать посильную помощь руководителям в предупреждении конфликтных ситуаций на их рабочих местах. Но процесс предупреждения возможен тогда, когда сам руководитель либо психолог на предприятии хорошо разбирается не только в сущности происходящих в обществе процессов, но и обладает психологическими знаниями по разделам психологии управления, психологии труда, конфликтологии, психологии общения, социальной психологии, владеет научно-обоснованными теоретическими и эмпирическими данными, и может их применять в своей практической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Акофф Р. Искусство решения проблем. М., 1982.

3. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины». (Психология и этика российско-американского делового партнерства). М., 1994.

4. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы преду¬преждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М., 1991.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналити¬ческий обзор. М., 1992.

6. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.

7. Базаров Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в сис¬теме «руководство — подчинение» в условиях производствен¬ного коллектива. В кн.: «Межличностное восприятие в груп¬пе». М., 1981.

8. Бахарева Н В Мастер в оценках рабочих и управленцев. В кн «Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете»» Л.. 1969

9. Белозеров СМ. Влияние управленческой концепции руково¬дителя на деятельность руководителя предприятия Авторефе¬рат М.. 1986

10. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М Внимание-конфликт. Новоси¬бирск, 1989

11. Витке Н.А. Научная организация управления. В ж. «Научная организация техники управления» М. 1924, №

12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации челове¬ка. М., 1990.

13. Волкова К.А. Казакова Ф.К., Симонов А.С. Государственное предприятие: структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. Справоч-ное пособие. М., 1990.

14. Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления кон¬фликтной ситуации в трудовых коллективах. М 1984.

15. Гвишиани Д.М Организация и управление М., 1972.

16. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличност¬ных производственных конфликтов. Л., 1978.

17. Громова ОН Конфликтология. М., 1993.

18. Дизель П., Мак-Кинли У Поведение человека в организации. М., 1992.

19. Добрынин В.В. Основы научного управления предприятиями и учреждениями. Л., 1926.

20. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984

21. Донцов А.И., Полозова Т.А Проблема конфликта в западной социальной психологии. В ж/ «Психологический журнал», т 1, №6,1980

22. Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Л., 1976.

23. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления. М., 1971.

24. Китов А.И. Современное состояние и перспективы психологии управления. В ж.: «Вопросы психологии», 1977, № .

25. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психоло¬гии. В ж.: «Вопросы психологии», 1984, № .

26. Ковачик П., Мамиева Н. Предупреждение и разрешение кон¬фликтов. М., 1994.

27. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.

28. Лебедев В.И. Психология и управление. М. 1992.

29. Льюис Р., Райфа X. Игры и решения. М., 1961.

30. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

31. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990.

32. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. С-Пб., 1994.

33. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов. В кн.; «Социальная психология: История. Теория. Эмпирические ис¬следования». Л., 1979.

34. Ревенко Н.В. Психология управления. Л., 1983.

35. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975.

36. Скотт Л.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев. 1991. Советов А.В.,

37. Филиппов А.В. Вопросы психологам управления.// «Психол. журнал», 1980, № 2.

38. Фокин В.А. Динамическая модель конфликта.//Вестн. Моск. ун-та, сер. 14. Психология. 1996. № 3.

Похожие работы на данную тему