Социальная психология конфликтов и их разрешение

Название работы: Социальная психология конфликтов и их разрешение

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

58 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ КОНФЛИКТА 6

1.1. Типология конфликтов. 6

1.2. Функциональные и дисфункциональные аспекты конфликта 8

1.3. Социально - психологические особенности межличностных конфликтов 12

1.3.1. Межличностный конфликт и его функции 12

1.3.2. Динамика межличностных конфликтов 13

1.3.3. Поведение личности в межличностном конфликте 15

Вывод по главе 18

ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 20

2.1. Профилактика и урегулирование межличностных конфликтов 20

2.1.1. Профилактика межличностных конфликтов 20

2.1.2. Урегулирование межличностных конфликтов 22

2.2. Переговоры как универсальное средство разрешения конфликтов 24

2.2.1. Переговоры как социально - психологический феномен 24

2.2.2. Типология переговоров 24

2.2.3. Функции переговоров 25

2.2.3. Стратегии ведения переговоров 27

2.3. Социально – психологические приемы воздействия на оппонента 31

2.3.1. Социально – психологические приемы при позиционном торге 32

2.3.2. Социально - психологические приемы при ведении переговоров на основе интересов 33

2.3.3. Психологические приемы, носящие двойственный характер 34

Вывод по главе 36

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ В УРОВНЕ ДЕСТРУКТИВНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ 38

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 38

3.2. Организация и методика исследования 39

3.2.1. Методика на выявление характера взаимоотношений с людьми 40

3.2.2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. 41

3.2.3. Самооценка конструктивного поведения в конфликте 42

3.3. Результаты и выводы 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 53

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социальных психологов к исследованию конфликтов.

Конфликты также - неотъемлемая составляющая функционирования любой современной социальной группы. И любой конфликт может выполнить как положительные, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определенный уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Под конфликтом мы понимаем реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых даже способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.

Целью данной дипломной работы является анализ социально – психологических аспектов конфликтов и путей их разрешения.

Задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Провести теоретический анализ социально-психологической категории конфликта.

3. Выявить возможности разрешения конфликтов.

4. Провести эмпирическое исследование различий в уровне деструктивной конфликтности.

Предмет исследования: анализ социально – психологических аспектов конфликтов и путей их разрешения.

Объект исследования: социально – психологические аспекты конфликтов.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия уровня деструктивной конфликтности в зависимости от семейного положения.

Практическая значимость: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с конфликтами.

Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.

2.2.1. Переговоры как социально - психологический феномен

Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конфликты, но даже международные войны. Для переговоров должны возникнуть условия. Первое, что необходимо сделать на этом пути в случае возникновения конфликтной ситуации - не отвечать на оскорбления оскорблением, не дать втянуть себя в конфликт. Нужно дать возможность выговориться провоцирующей стороне. Необходимо найти в себе силы и выйти из конфликта в одностороннем порядке. Однако оставлять неразрешенной проблему не следует, необходимо найти причину конфликта и другие его элементы, оценить свои возможности для решения проблемы. После появления благоприятных условий можно искать пути к переговорам, которые следует вести на равных, не ущемляя взаимоинтересов. К благополучному исходу в разрешении межличностного конфликта может вести только поведение, направленное на компромисс и сотрудничество.

В ситуации конфликта его участники оказываются перед выбором: либо ориентироваться на односторонние действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо - на совместные действия с оппонентом (т.е. выразить намерение разрешить конфликт путем прямых переговоров или при содействии третьей стороны).

2.2.2. Типология переговоров

Возможны различные типологии переговоров. [3. с. 314].

Одним из критериев для классификации может быть количество участников. В этом случае выделяют:

1) двусторонние переговоры;

2) многосторонние переговоры, когда в обсуждении принимают участие более двух сторон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.

2. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. - Новгород, 1993.

3. Бабосов Е.М. Основы конфликтологии. М., 1997.

4. Бабосов Е.М. Социология управления. М., 2000.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. - М., 1988.

6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск. 1999.

7. Вейнгольд Ю.Ю. Конфликт- норма жизни на пороге третьего тысячелетия. //Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления. Белгород. 1993. Ч. 1.

8. Вишнякова Н. Ф. Конфликт - это творчество? Мн. 1996.

9. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. - М., 1991.

10. Гибш Г., Форверг М. Введение в социальную психологию. - М., 1993.

11. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.-., 1989.

12. Данилин Н.С., Дятченко Л.Я. Технология сотрудничества и противоборства. Белгород. 1993.

13. Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования профессиональных качеств. - К., 1989.

14. Дэна Д. Преодоление разногласии. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. С-Пб. 1994.

15. Золян С. Проблема и конфликт. //Политические исследования. 1996, №4.

16. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - М., 1989.

17. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. //Современная зарубежная социальная психология. 2000.

18. Козлов А. С. Современные технологии регулирования и разрешения конфликтов как составляющая конфликтологического образования. //Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. 1999.

19. Козлов А.С. Современные технологии регулирования и разрешения конфликтов. М. 2001.

20. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. - Ярославль, 1992.

21. Конфликтология. /Под ред. А.С. Кармина. С-Пб. 1999.

22. Корнелиус X. Выиграть может каждый. М. 1992.

23. Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.

24. Левин К. Типы конфликтов. //Психология личности. М. 1982.

25. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1997.

26. Литвин М.Е. Психологический вампиризм. Антология конфликта: теоретическое и практическое пособие. Ростов на Дону. 1997.

27. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб., 1996.

28. Мескон М.Х.. Альберт М.. Хедаури Ф. Основы менеджмента. М. 1992.

29. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу: Пер. с англ. - М., 1988.

30. Основы конфликтологии. /Под ред. В.Н.Кудрявцева. М. 1997.

31. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб., 1999.

32. Принцип системности в психических исследованиях. - М., 1993.

33. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.

34. Руденский Е.В. Социальная психология. - М. - Новосибирск, 1997.

35. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев 1991.

36. Сулимова Т.Т. Межличностные конфликты: теоретическое и практическое пособие // Конфликты в современной России. М. 1999.

37. Сурков Е.Б. Социальное противоречие. //Социологический словарь. Мн. 1991.

38. Теоретические и методические проблемы социальной психологии. - М., 1997.

39. Федоров И.Т. Основы психологии. – М., 1998.

40. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн. 1996.

41. Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию.- К., 1994.

Похожие работы на данную тему