Изучение медико-педагогического состояния воспитанников коррекционного детского сада VIII вида

Название работы: Изучение медико-педагогического состояния воспитанников коррекционного детского сада VIII вида

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА VIII ВИДА 5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с отставанием интеллектуального развития 5

1.2. Проблемы обучения дошкольников с отставанием интеллектуального развития 19

1.3. Основные принципы обучения 25

1.4. Методы обучения 39

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА VIII ВИДА 51

2.1.Учебная деятельность, её значение и место в работе с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития 51

2.3. Характеристика готовности к восприятию учебной деятельности дошкольников с отставанием интеллектуального развития и путях её нормализации 53

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА VIII ВИДА 63

3.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблематике использования дидактических игр при обучении грамоте в детском саду VIII вида 63

3.2.Цели, задачи и актуальность исследования 68

3.3. Ход исследования и анализ результатов 69

3.4. Выводы по исследованию 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена двумя факторами:

• Значимостью процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида для всей их дальнейшей жизнедеятельности.

• Недостаточным рассмотрением вопроса о коррекционно – педагогической работе по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида в современной психолого – педагогической литературе.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса о коррекционно – педагогической работе по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников коррекционного детского сада VIII вида.

Задачи данной дипломной работы:

1. Произвести литературный обзор специфики коррекционно – педагогической работы с дошкольниками с отставанием интеллекта.

2. Рассмотреть специфику отдельных направлений коррекционно – педагогической деятельности с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития.

3. Провести экспериментальное исследование работы по обучению грамоте в детском саду VIII вида.

Новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении современного состояния проблемы процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида и в проведении практического исследования, направленного на изучение работы по обучению грамоте в детском саду VIII вида.

Основная цель нашего исследования – провести работу по обучению грамоте в детском саду VIII вида.

Гипотеза: если в процессе обучения грамоте детей с отставанием интеллекта использовать специальные дидактические игры, то результат обучения будет выше.

В своей экспериментальной части мы ставим следующие задачи:

1. Изучение и анализ психологической литературы по данной тематике.

2. Проведение исследования.

3. Анализ результатов

Объектом исследования явились дети подготовительной группы в детском саду VIII вида.

Предмет исследования – различие между степенью сформированности грамматических представлений между группой, с которой проводилось формирующее воздействие, и группой, с которой такого воздействия проведено не было.

Методы исследования:

 обзорно-аналитический.

 математико-статистический.

 тестирование.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов данной дипломной работы в практической деятельности олигофренопедагога с детьми, имеющими отставание интеллектуального развития.

Структура: данная дипломная работа содержит введение, три взаимосвязанные главы, заключение, список литературы и приложения.

Итак, перейдём к рассмотрению тематики данной дипломной работы.

Наиболее ярко особенности учебной деятельности детей с за¬держкой интеллектуального развития в детском саду VIII вида обнаруживаются при изготовле¬нии ими поделок по наглядному образцу на уроках ручного труда, где учащиеся действуют в системе развернутых и внешне четко обозначенных требований. Наглядность и завершенность отдель¬ных этапов деятельности на этих уроках позволяет выявить, преж¬де всего, недостаточную сформированность анализа образца — операции, имеющей первостепенное значение для всей последующей работы учащегося. Дети с задержкой интеллектуального развития огра¬ничиваются беглым осмотром образца, не вычленяют многих из его существенных признаков и сразу приступают к изготовлению поделки. Такая необдуманность, импульсивность и слабая ориенти¬ровка в задании приводят к многочисленным ошибочным действи¬ям; часть из них тут же исправляется детьми; однако большинст¬во ошибок остаются неисправленными. На этом этапе деятельно¬сти многие учащиеся переоценивают собственные возможности, о чем говорят результаты проделанной ими работы.

Недостаточная целенаправленность деятельности детей с за¬держкой интеллектуального развития выражается в их неумении обду¬мать свою работу и спланировать ход ее выполнения. Эта особен¬ность ярко проявляется при изготовлении аппликаций, в работе с конструктором и т. п. [13, с. 95-99].

Во время выполнения задания дети указанной категории допу¬скают лишние, не всегда адекватные действия, не делают попыток найти рациональные приемы работы. Так, например, они могут заготовить излишнее количество деталей, склеить их до выполне¬ния необходимых предварительных действий и т. п. К сравнению собственной работы с образцом эти дети прибегают крайне редко. Они не испытывают потребности сличать с образцом выполняемую работу и полученный результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГОПУ, 1997.

2. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.

3. Актуальные проблемы диагностики задержки интеллектуального развития / Под ред. К. С. Лебединской. - М., 1993.

4. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. науч. трудов / Под ред. В. В.Воронкова. -М., 1998.

5. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8.

6. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8.

7. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1995

8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.

9. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками интеллектуального развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2.

10. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5.

11. Готовность детей к школе. Диагностика интеллектуального развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992.

12. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, стр.11-13

13. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические про¬блемы построения учебных предметов. - М., 2000.

14. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.

15. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова.-М., 1996.

16. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. -М., 2001

17. Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 1994г.,№10.

18. Ермолаева, М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

19. Замский X. С. История олигофренопедагогики. - М., 2002

20. Замский X. С. Интеллектуально отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. Приложение: Дневник Е.К.Грачевой. - М., 1995.

21. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Психологи отечества»).

22. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов интеллектуальной деятельности и интеллектуальное развитие учащихся. - М., 1998.

23. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.

24. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с от¬клонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 1998.

25. Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания, под ред. Данилкина, Л., 1974 г.

26. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях, Л., 1985 г.

27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

28. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.

29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.

30. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.

31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М., 2003.

32. Леонтьев А.Н. Принципы интеллектуального развития ребенка и проблема интеллектуальной недостаточности // Проблемы развития психики. - М., 1997.

33. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов. - М., 1993.

34. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4, стр.25-27.

35. Особенности интеллектуального развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, «Педагогика», 1988г.

36. Особенности интеллектуального развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 2003

37. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М., 1999.

38. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

39. Принципы отбора детей во вспомогательные школы., под ред.Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г.

40. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей. - М., 2001

41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, «Владос», 1995г.

42. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8.

43. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5.

44. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомога¬тельной школы. - М., 1998

45. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3.

46. Ушакова И.П. Особенности отношения к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы: Учеб. пособие. -М., 1999.

47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992.

48. Школы для интеллектуально отсталых детей за рубежом / Под ред. Т.А.Вла¬совой, Ж. И. Шиф. - М., 1993.

49. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М., 2001.

Похожие работы на данную тему