Исследование влияния компьютеризации на реализацию познавательной активности студентов

Название работы: Исследование влияния компьютеризации на реализацию познавательной активности студентов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

64 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 6

1.1. История психологического анализа познавательной активности 6

1.1.1. Повышение уровня познавательной активности обучаемых - решающее условие эффективности преподавательской деятельности 7

Выводы: 11

1.2. Познавательная активность в студенческом возрасте 11

1.2.1. Познавательная активность студента 11

1.2.2. Уровни познавательной активности 16

Выводы: 20

1.3. Показатели познавательной активности 21

1.3.1. Познавательный интерес в мотивационной сфере 21

1.3.2. Сознание и самосознание, самоуправление и самоконтроль 25

1.3.3. Становление теоретического мышления 29

Выводы: 36

1.4. Компьютерные технологии как средство активизации познавательного интереса 36

1.4.1. Общие положения 36

1.4.2. Синхронные системы образования, основанные на Internet 38

1.4.3. Виртуальные семинары, консультации, экскурсии, экскурсии и путешествия 43

1.4.4. Обучающие информационные материалы. Электронный учебник 44

Выводы по главе 45

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 48

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 48

3.2. Этапы и процедура исследования 49

3.2.1. Методика «Исключение лишнего». 50

3.2.2. Методика «Логика связей». 51

3.3. Результаты и их обсуждение 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа психологических особенностей развития познавательной активности юношей и девушек.

Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед преподавателем, является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Творчество невозможно без интереса. Значит, преподаватель должен отбирать для каждого урока такой материал, который был бы интересен для большинства учащихся независимо от их успеваемости.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения студентов. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Исследованием юношеского возраста и его психологических особенностей занимались различные учёные (Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка, 1956 год, Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей, 1997 год, Кривцова С. В. Подросток на перекрёстке эпох, 1997. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей, 1977, Ремщмидт Х. Подростковый и юношеский возраст, 1994 и д.р.).

В то же время практически не было проведено исследований особенностей развития познавательной активности юношей и девушек.

Цели дипломной работы:

1. Провести теоретический анализ психологических особенностей развития познавательной активности юношей и девушек.

2. Провести экспериментальное исследование влияния компьютеризации на реализацию познавательной активности студентов.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Провести вводное рассмотрение юношеского возраста как психологического конструкта.

3. Выявить специфику развития познавательной активности юношей и девушек.

4. Провести экспериментальное исследование влияния компьютеризации на реализацию познавательной активности студентов.

5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.

Объект исследования: в качестве объекта нашего исследования мы рассматриваем 40 студентов АГУ 1-3 курса, которые были отобраны на основе использования компьютерной и мультимедийной среды для реализации своего образовательного потенциала. Группа I использовала средства компьютерной и мультимедийной среды для реализации своего образовательного потенциала, группа II не использовала средства компьютерной и мультимедийной среды для реализации своего образовательного потенциала.

Предмет исследования: уровень развития познавательной активности.

Гипотеза: существует влияние компьютеризации на активизацию познавательной активности.

Методы и методики исследования: в качестве методического оснащения нами были избраны:

1. Методика «Исключение лишнего».

2. Методика «Логика связей».

3. Метод математической обработки данных.

Достоверность полученных результатов: учитывая качественные характеристики обработки полученных результатов при помощи выявления процентного соотношения и выявления уровня корреляции Фишера, можно говорить о высокой степени достоверности полученных результатов.

Теоретическая значимость работы: в данном дипломном исследовании проведён всесторонний анализ и систематизация материала по проблематике психологических особенностей развития познавательной активности юношей и девушек, который практически не проводился в современной педагогической литературе.

Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов в сфере образования студентов.

Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.

2.2.2. Методика «Логика связей»

Методика «Логика связей» чаще всего используется в классической литературе под названием «Сложные аналогии», но, поскольку методики «Простые аналогии» и «Сложные аналогии» различаются между собой по дальнейшему увеличению абстрагирования и дифференциации именно отношений между понятиями, предлагается более точное название ее - «Логика связей».

Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой.

Методика состоит из двух этапов. Вначале испытуемым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов разных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно или в крайнем случае с помощью экспериментатора определить эти связи. Если испытуемый оказывается не в состоянии выполнить эту часть задания, дальнейшее проведение эксперимента не имеет смысла. В случае положительного результата переходят ко 2-й части методики. Испытуемым предъявляются 20 пар понятий, рядом с которыми расположен цифровой ряд от 1 до 6 по количеству определяемых связей; Задача испытуемого состоит в выборе правильной цифры, обозначающей один из 6 типов связей. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный - 0 баллов. Результаты суммируются. Максимально возможный результат - 20 баллов, результаты менее 10 баллов считаются неудовлетворительными .

2.3. Результаты и их обсуждение

По итогам интервьюирования нами было произведено разделение выборки из 40 студентов АГУ на две группы - группа I использовала средства компьютерной и мультимедийной среды для реализации своего образовательного потенциала, группа II не использовала средства компьютерной и мультимедийной среды для реализации своего образовательного потенциала.

С данными группами нами были проведён комплекс методик, а полученные результаты были занесены в таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова С. Возрастная психология. Высшая школа, - М., 2001.- 319 с.

2. Асеев В. Возрастная психология: Учебное пособие. – Ир¬кутск, ДРОФА, 1999. - 456 с.

3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.

4. Бодалев А. А. Личность и общение. – Избр. труды М.: Педагогика, 1983.

5. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. - 317 с.

6. Брунев Дж. Психология познания. ВЕЧЕ, - М., 1987. – 458 с.

7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет¬ровского. – М., АСАDЕМА, 1999. - 567 с.

8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ, 2000. - 311 с.

9. Войскунский А. Я говорю, мы говорим. М., МИР, 1990.-313 с.

10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.-450 с.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь - М: Лабиринт, 1996. - 459 с.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., ДРОФА,- 1984.- 385 с.

13. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.

14. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 1998. -316 с.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М: Педагогика, 1986 . – 240 с.

16. Добровт А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.- 411 с.

17. Дубов И.. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.

18. Игумнов С. А. Психопатия и психокоррекция детей и подростков. – М.: изд. института психотерапии, 2000. - 459 с.

19. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. - 319 с.

20. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, Лада, 1997. - 311 с.

21. Коломинский Я. Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. - 563 с.

22. Кривцова С. В. Подросток на перекрёстке эпох. – М.: Генезис, 1997. - 447 с.

23. Кулганов В. А., Юнацкевич . И. Метод графологической психодиагностики личности. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №3, 1994.

24. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., ДРОФА, 1993.- 289 с.

25. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов ЛАДА, 1986. – 134 с.

26. Леитес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., ДРОФА, 1991. - 565 с.

27. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., Высшая школа, 1994. - 358 с.

28. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. - 230 с.

29. Леонтьев. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика , 1983 . – т 1. - 429 с.

30. Лергамов Е.К. Подросток. Минск, 1996. - 413 с.

31. Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка - М: Издательство АПМ РСФСР, 1956. - 556 с.

32. Люблинская А.А. Детская психология, - М: Просвещение, 1971. - 259 с.

33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М: Пресс, 1977. – 425 с.

34. Матвеев В. Ф.. Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.: Просвещение, 1987.-310 с.

35. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 1996 N 4.

36. Мир детства: младший школьник. – М., Высшая школа, 1998. - 529 с.

37. Мудрки А. В. О воспитании старшеклассников. – М.: Просвещение, 1976. - 219 с.

38. Мухина В.С. Детская психология - М: Просвещение, 1985.- 95 с.

39. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., ДРОФА, 1997. – 256 с.

40. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960. - 323 с.

41. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 1999. - 217 с.

42. Немов Р. С. Психология т. 1 – М.: Владос, 1995. - 439 с.

43. Немов Р. С. Психология т. 3 – М.: Владос, 1998. - 467 с.

44. Нестерова С. Формы и методы организации психологической помощи подросткам. Журнал практического психолога № 12 – М., 1999.

45. Протасова Н. И. Психологическая диагностика девиантного поведения несовершеннолетних. – Астрахань АГПУ 2000. - 197 с.

46. Психология педагогического общения / И. В. Страхов. Саратов, 1980 - 459 с.

47. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Самара. Изд. Дом Бахарах, 1998. - 349 с.

48. Ремщмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. - 411 с.

49. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, Виеда, 1992. - 475 с.

50. Семиченко В. А. Психология общения. – Киев Магiстр – S, 1998. - 559 с.

51. Семиченко В. А. Психология социальных отношений. – Киев Магiстр – S, 1998. - 314 с.

52. Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. К., 1991. - 475 с.

53. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону Феникс, 1997. - 513 с.

54. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М„ 1987. – 419 с.

55. Фридман Л. М., Пушкина Т. А; Каплуновин И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. - 149 с.

Похожие работы на данную тему