Генезис представления о родительстве у подростков

Название работы: Генезис представления о родительстве у подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

108 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Развитие родительства у будущих родителей в онтогенезе…4

§1. Родительство как предмет психологического исследования……………………………..4

§2. Развитие представления о родительстве в дошкольном и младшем школьном возрасте………………………………………………………………………………………….6

§3. Развитие представления о родительстве в подростничестве и юношестве……… 10

§4. Развитие представления о родительстве у беременных…………………………… .17

Глава 2. Спонтанное становление и целенаправленное формирование представления о родительстве……………………………………………….21

§1. Родительские школы как одно из условий формирования родительства………….21

§2. Методологические и методические основания родительской школы для подростков и юношей……………………………………………………………………………………….26

Глава 3. Исследование представления о родительстве у будущих родителей в условиях спонтанного становления и формирования……..36

§1. Пилотажное исследование представления о родительстве у подростков и беременных……………………………………………………………………………………..36

§2. Исследование представления о родительстве у подростков с разными траекториями в развитии. ……………………………………………………………………………………..40

§3. Исследование представления о родительстве у подростков и юношей в условиях формирования………………………………………………………………………………….43

§4. Обсуждение результатов и выводы…………………………………………………..56

Заключение………………………………………………………………….58

Библиография………………………………………………………………………….60

Приложение 1. Опросник родительской компетентности (ОРК) для беременных…63

Приложение 2. Опросник родительской компетентности (ОРК) для подростков….65

Приложение 3. Ситуационные задачи………………………………………………….67

Приложение 4. Критерии оценки работы в проекте (мотивация)……………………….67

Приложение 5. Критерии для оценки ситуационных задач……………………………..68

Приложение 6. Консультативные случаи работы с подростками……………………….68

Приложение 7.Случаи индивидуальной работы с детьми с нарушениями в развитии..75

Приложение 8. Случаи индивидуальной работы с девиантными подростками и подростками из асоциальных семей……………………………………………..……………..……77

Приложение 9. Случаи индивидуальной работы с подростками –ханты……………….81

Приложение 10.Результаты исследования родительства у подростков группы 9……..82

Приложение 11.Результаты исследования родительства у подростков группы 10……86

Приложение 12. Результаты исследования родительства у группы юношества (группа 15)………………………………………………………………………………………………..89

Приложение 13. Протоколы занятий группы 11 ( выборочно)………………………....92

Приложение 14. Протоколы занятий группы 13 (выборочно)………………………….98

Приложение 15 Протоколы занятий группы 14(выборочно)…………………………..99

Приложение 16 Примерная программа проекта для старших подростков…………...100

Приложение 17.Протоколы исследования я беременных женщин……………………102

Приложение 15. Схема экспериментального исследования……………………………108

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем психологии, которая, при видимой разработанности, заставляет ставить все новые и новые вопросы. Все выводы относительно феноменологии детско-родительских отношений вращаются вокруг типов родительского воспитания, родительской позиции, особенностей общения с детьми, последствий неадекватного отношения к детям и их коррекции в рамках консультационной индивидуальной и групповой работы. Нами заявлена проблема становления представления о родительстве в онтогенезе; особое внимание уделяется периодам подростничества и юности, как кризисным в развитии родительства: противоречивость взаимоотношений с родителями, в то же самое время знак сопричастности ко взрослому миру заставляют переосмыслить мир взрослых с позиции детско-родительских, супружеских, гендерных отношений. Рефлексия в этот период есть мощное средство становления родительства, а знание о нем, кропотливо собираемое в течение детства, подвергается жестокой ломке, нравственной, личностной, культурной.

Мы полагаем, что родительство представляет собой ориентировку в детско-родительском пространстве: в планировании семьи и беременности, в самой беременности и родах, в психическом развитии ребенка и развитии детско-родительских отношений, в средствах осуществления данной деятельности, что предполагает определенный уровень родительской рефлексии. Данная ориентировка формируется в зависимости от особенностей социальной ситуации развития в недрах различных видов деятельности.

Цель исследования состоит в обозначении феноменологии представления о родительстве в разных группах (норме и патологии на разных этапах онтогенеза). Объектом исследования является генезис представлений о родительстве в норме и аномальном развитии в условиях спонтанного становления и организованного формирования. Предмет исследования – представление о родительстве у будущих родителей как формы ориентировки в сфере детско-родительских отношений.

Задачи теоретической части: 1). Теоретический анализ становления родительства в онтогенезе; 2) Выявление психологической сущности родительства у подростков, юношества и беременных женщин. В качестве задач экспериментальной части работы выступили: 1). Исследование представления о родительстве у подростков с разными траекториями развития, юношей и беременных женщин в условиях спонтанного становления. 2) Исследование представления о родительстве в условиях специально организованного обучения.

В качестве рабочих гипотез предлагаются следующие:

1. Развитие представления о родительстве у будущих родителей в условиях спонтанного становления зависит от особенностей социальной ситуации развития. Одним из важных условий для этого может служить жизненная кризисная ситуация или кризис в детско-родительских отношениях.

2. Специально организованное обучение обеспечивает полноценные условия для развертывания рефлексии будущего родителя, для адеквтаного представления о родительстве.

Данная работа представляет собой исследование, находящееся на границе психологии развития и клинической психологии, поскольку задача исследования родительства выступает актуальной для многих областей человековедения (медицины, психологии и др.).

Основой для данной работы послужило исследование онтогенеза родительства, проходившее в несколько этапов: на первом этапе (1998-2000 гг)- проводилось исследование психологических средств родительской идентификации у беременных и подростков, иными словами, исследование феноменологии представления о родительстве. На втором этапе (2000-2001гг) проводилось исследование ятропатогении при беременности. На третьем этапе (2001-2004) проводилось исследование представления о родительстве в условиях спонтанного становления и формирования, осуществлялись разработка и апробация программы родительской школы для подростков. Всего в нашем исследовании приняли участие 314 человек.

Основные результаты исследования изложены в восьми публикациях (3 статьи и 5 тезисов), а также обсуждались на семи конференциях («Шаг в будущее», вузовской конференции СурГУ- 2001 г., региональной конференции (г.Нижневартовск-2001), Международных конференциях Ломоносов –2002 и Ломоносов – 2003, Всероссийской научно-практической конференции «Материнство: норма и девиация» ( г. Иваново – 2002) и Региональном конкурсе студенческих работ (г. Тюмень – 2002)).

Работа состоит из 3 глав, введения и заключения, списка литературы, включающего в себя 96 наименований, приложения, включающего в себя протоколы, таблицы, описания случаев.

1. Образ родителя

А) Представление о себе как будущем родителе.

1.«Игнорирующее» представление – будущий родитель не видит себя в роли родителя и утверждает, что у него никогда не будет детей, отказывается от перспективы быть родителем и вообще обсуждать данный вопрос. Либо отказывается писать сочинение, либо сочинение носит формальный характер. В ходе проекта, как правило, уходит от обсуждения перспектив родительства, не хочет играть роль будущего родителя. При заполнении «Линии родительства» не выделяет этапы становления себя как родителя.

2.«Неопределенное» представление - будущее родительство неопределенно, его возможность не исключается, предполагается, что если появится ребенок, то придется быть родителем, а если нет, то нет. Не знает, зачем ему нужны знания о родительстве, не видит дальнейшей перспективы их применения. В ходе проекта, как правило, без особого желания «играет» в перспективу» родительства.

3.«Синкретическое» представление – будущее родительство определено внешними обстоятельствами, при этом нет достаточных внутренних оснований; будущий родитель хочет иметь детей, поскольку так надо, это принято, и каждый человек должен стать родителем, того требует общество, таково естественное развитие человека. Считает, что все придет с опытом, естественным образом: о беременности узнает, когда будет беременным, о родах – во время них, или где-то его подготовят, о том как ухаживать за ребенком – в процессе ухода за ним, а если что, обратится в к более старшему поколению, но опять же когда факт рождения ребенка уже состоится. Линия родительства, равно, как и сочинение носит наивный и правилосообразный характер, будущее родительство очерчивается в соответствии с принятыми в обществе возрастными нормами. Основным лейтмотивом является утверждение «Я буду хорошим и добрым родителем».

4. «Квазирефлексивное» представление - Будущий родитель в перспективе планирует иметь детей при определенных условиях: если нормально сложатся обстоятельства (получит профессию, будет жилье, работа, финансовые возможности). Данную позицию можно определить как начало развертывания ориентировки в родительстве, при этом превалирующую роль играет прагматизм. Будущий родитель прекрасно понимает, что знания нужны, но при этом ориентируется на стереотипы, эталоны и т. п. общества, стремится соответствовать тем образам, которые приняты в обществе, иными словами, перспектива стать родителем детерминируется внешним контекстом, внутренние основания очень слабо очерчены.

5 «Рефлексивное» представление - Будущий родитель мечтает иметь детей, при этом понимается, что не только внешние обстоятельства влияют на возможность родительства, но и своя собственная внутренняя работа над собой, позиция по отношению к себе, к своему будущему ребенку, к своим родителям и т. д. Хочет знать о родительстве как можно больше, видятся все перспективы своего «обучения», понимает почему это ему нужно, как это будет использоваться в будущем.

Б) .Представление о своих родителях.

1.«Игнорирующее» представление – Отрицательный образ родителей. Родители не воспринимаются как родители, игнорирование их. Будущий родитель избегает разговоров о своих родителях, либо отзывается о них крайне отрицательно, при этом не может занять адекватную (объясняющую) позицию по отношению к собственным родителям. Отсутствие какой бы то ни было ориентировки во взаимоотношениях со своими родителями. При заполнении «Линии родительства», как правило, выделяются только отрицательные моменты в детско-родительских отношениях. Семья строится по принципу: «У каждого своя жизнь»

2.«Неопределенное» представление» - Образ своего родителя крайне размыт в силу отсутствия средств ориентировки в детско-родительском пространстве; лишь отдельные моменты, как правило, прошлые и уже завершенные события, могут обсуждаться, при этом будущий родитель не может установить взаимосвязи между этими событиями.

Литература

1. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. / Алешина Ю.Е. , Волович А.С. / Вопр. Психол. – 1991 г. - №4.- С. 74-82 с. 75

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии./ Пер с нем. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 296с

3. Белинская Е. П. Этническая социализация подростков/ Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. - Москва –Воронеж, 2000 год., с. 58

4. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методики исследования детского самосознания./ Белопольская Н.Л. - Серия: Выпуск 2. М.: Фолиум, 1995. – 24 с.

5. Берко Д. В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ Берко Д. В.

6. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком. / Берлингейм Д. Режим доступа : http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php?id=20020210 - Загл. с экрана.

7. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. /Блонский П. П. под редакцией А. В. Петровского -Том 1.– М.,1979 г

8. Большой психологический словарь / Под ред.Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. –М.:ОЛМА-Пресс, 2003. -

9. Борладкова Б. М., Формирование у страшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей: Автореферат дисс. канд. пед. Наук/ Борладкова, Карачаевск – 1999;

10. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности/Брутман В. И., Радионова М. С. //. Вопросы психологии. -1997-№7

11. Буланова О. Е. Продуктивная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка: автореферат Дисс. … канд. психол. наук./Буланова О. Е., Москва.. 1999. ,

12. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия/Варга А. Я. – Самара., 1996. – 43с.

13. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери/Винникот - М., Класс, 1998

14. Выготский, Л.С. Мышление и речь Выготский Л.С. - М.: Лабиринт, 1996. – 416 с.

15. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Выготски Л.С. – М., 1995 г. 527с.

16. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1 - 6./Выготский Л.С. том 4, М., 1982-1984

17. Голод С.И. Семья и брак: историко – социологический анализ/ Голод С. И. - СПб: «Петрополис», 1998 г 272 с..

18. Грехова И.П. Стихосложение как форма развития детской речи: Дисс. … канд. психол. наук. / Грехова И. П– М., 1998, 263с.;

19. Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений/Даринская В.М. // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. - №1. – с. 28-44.,

20. Родители и дети / Джайнот Х.Д. – М.: Знание, 1986. – 93с ,

21. Джинот Х. Дж . Между родителем и подростком / Джинот Х. Дж - М., 2000 г., с. 111

22. Дзетовецкая С.В. Развитие родительской рефлексии в условиях «родительской школы»: Дисс….канд. психол.наук/ Дзетовецкая С.В. – Калуга, 2003. –с.331;

23. Дмитриева М. А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников: автореферат дисс. Канд. Психол. Наук/ Дмитриева М. А.- Ростов-на-Дону 1999

24. Драгунова Т.В. Психология подростка/ Драгунова Т.В. - М., 1984 г, с. 88

25. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. / Под редакцией И.В. Дубровиной., М.И. Лисиной. – М.: Изд-во АПН СССР, 1982. – с. 3-18. 2).

26. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей./ Захаров А.И //Вопросы психологии - 1982 г - №1 - C. 59-68

27. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков/ Захаров А.И. - Л.: Медицина, 1982.- 214с

28. Зритнева Е.Е Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: автореферат дисс. Канд. Пед. Наук / Зритнева Е.Е - Ставрополь,2000;

29. Каган. В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков/ Каган. В. Е. // Вопросы психологии -1987 г - №2 – C. 54 – 61

30. Каган В. Е Стереотипы мужественности – женственности и «образа – Я» у подростков/ Каган В. Е // Вопросы психологии - №3 - 1989 г

31. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие / Кле М. - М., 1991 г

32. Кон И.С. Психология старшеклассника/ Кон И.С. - М., 1980 г, с.104

33. Конечный Р. Психология в медицине /Конечный Р., Боухал М.Прага, 1983 г. 264 с.

34. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/ Лисина М.И. – М: Педагогика, 1986 г. 144с.;

35. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/ Лисина М.И. – М.: МПСИ; Воронеж; МОДЭК 2001. – 383с.

36. Максимова Г.С. Ятропатогении при беременности: курсовая работа / Максимова Г.С. Сургут, 2001

37. Максимова Г.С. Психологические средства идентификации на разных родительских циклах: курсовая работа / Максимова Г.С. Сургут, 2000

38. Максимова Г.С. Онтогенез родительства (на примере «Родительской школы» для подростков): курсовая работа / Максимова Г.С. Сургут, 2002

39. Максимова Г.С. К проблеме формированиия родительской идентичности и компетентности в условиях проектного обучения/ Максимова Г.С. //Психология в образовании - 2001 - выпуск 15. – С. 67 – 77

40. Максимова Г.С. Психологические перспективы развития родительской компетентности./ Максимова Г.С. // Сб научных трудов. Психология в образовании, вып. 6, с. 93.

41. Марковская И.М. Программа взаимодействия родителя с ребёнком/ Марковская И.М. - С-П.: Институт тренинга, 1999,

42. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. Диагностико – коррекционный аспект/ Минияров В. М. - Москва – Воронеж, 2000г

43. Молодежная газета: Опубликовано 17.10.2002 г. Уфа

44. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Обухова Л.Ф. М.: Тривола, 1996. – 351с

45. Обухова Л.Ф. Психология семьи и семейный образ жизни/ Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. М., 1999, с.201

46. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/. Под ред. Б.П. Пузанова.- , М.: Академия,2001 г.

47. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной/ Пайнз Д. СПб. 1997, с. 54

48. Петелина В. Беременность как пропедевтика к личностному развитию: Курс. Раб/ Петелина В. 2000

49. Роджерс К. Взгляды на психотерапию. Становление человека / Пер с англ. - М.М. Исениной; Общ. ред. Е.И. Исениной – 2-е изд. – М: Прогресс,1998. – 480с.

50. Розин М. В. Представление о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре/ Розин М. В. // Вопросы психологии - 1990 г. - №4 - М., C. 91-99

51. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Сатир В. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192с.,

52. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе/ Смирнова Е.О. // Вопр. психологии. – 1994. - №6, - с.5-15

53. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент/ // Вопросы психологии. – 1995. - №3. - с.139-151.

54. Соколова Е. Т. Зависимости самооценки подростка от отношения к нему родителей/ Соколова Е. Т., Чеснокова И. Г // Вопросы психол.- 1986 г. - №2,-М., Педагогика, С. 110-117

55. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья/ Спиваковская А.С. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО – Пресс, 2000. Т. 1 - 304с. Т. 2 – 462с

56. Трошин Г. Антропологические основы воспитания / Трошин Г. 2том, 448 с.

57. Л.Н. Толстой Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан, М., Педагогика, 1989, 544 с

58. Тупчий Н.А. «Рассказ» как консультативная форма работы с подростками (из опыта работы)/ Тупчий Н.А., Хозиева М.В. // Журнал практического психолога - № 7 - 2000, - C.74-85

59. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: учебное пособие/ Филиппова Г.Г. М.: Жизнь и мысль, 1999. – 192с

60. Франкл Дж. Неизведанное «Я»/ Франкл Дж, М., 1998

61. Фрейд З. «Либидо». М./ Фрейд З., 1996, с. 123

62. Фрейд З. О клиническом психоанализе/ Фрейд З. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991. 288 с.;

63. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин./ Хямяляйнен Ю. - М: Просвещение, 1993. – 112с

64. Харди И. Врач сестра, больной/ Харди И. Akademiai Kiado Budapest. 1981 г

65. Хозиев В.Б. Опосредствование в становящейся деятельности/ Хозиев В.Б. Сургут: Сургутский госуниверситет – 000 «Дефис», 2000. – 384с.;

66. Хозиев В.Б. Спецпрактикум по курсу «психология формирования продуктивной деятельности дошкольника и младшего школьника»/ Хозиев В.Б. Сургут, 1999 г

67. Хозиева М.В. Онтогенез, дизонтогенез и проектная форма обучения/ Хозиева М.В. // Сб.научных трудов факультета психологии СурГУ, Вып.15, 2001

68. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию/ Хозиева М.В. М., Академия, 2002 г.

69. Хозиева М.В. Психологические проблемы материнства на пренатальной стадии развития/ Хозиева М.В., Черняйкина О.А. //. Тезисы научн. Конференции «Человек и север, вып. 1

70. Черняйкина О.А. Психологические проблемы материнства на пренатальной стадии развития: Диплом. Раб. / Черняйкина О.А. СурГУ 1999

71. Шпиц Р.А. Первый год жизни/ Шпиц Р.А. Годфри Коблинер В. – М.:ГЕРРУС, 200.- 384с.

72. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989.

73. Эльконин Д.Б. Психология игры/ Эльконин Д.Б.. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 360с.

74. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., Ленато, АСТ, Фонд «Университет. Книга», 1996. – 590с.

75. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Пер с англ.; Общ ред и предисл. А.В.Толстых . - М.: Прогресс, 1996. – 343с

76. Юнг К. Человек и его символы/ Юнг К. СПб, 1996 28, 231 с.

77. Bowlby John. Attachment fnd Loss/ Bowlby John . Vol.1 – Attachment. 1989.

78. Bowlby J. The nature of child`s tie to his mother/ Bowlby J -Attachment. 1989.

79. Deutsch H. Psychology of women/ Deutsch H. Vol.2, NewYork: Grune and Stratton,-1945

80. Fonagy P. Maternal representations of attachment during pregnancy/ Fonagy P., Steele H., Steele M.

81. http://www.akusherstvo.ru/centre.php?type=3&city_id=1

82. http://www.apteki.nnov.ru/docs/326/1-10-4.html,

83. http://courier.com.ru/sexedu/us_sex.htm

84. http://www.family-planning.ru

85. http://www.kroshka-baby.ru/about.php

86. http://www.lenagakkel.ru

87. http://www.magichild.ru/Podgot/sotvoren.html

88. http://www.mama.ru/help/plan.htm

89. http://www.ournet.md/~drugs/association.htm,

90. http://raduga-birth.spb.ru/

91. http://www.rojdestvo.ru

92. http://www.rusalochka.ru/

93. http://www.sexopedia.ru/articles448.shtml

94. http://www.svet.orthodoxy.ru/lk6200/lk613.htm

95. http://www.wwings.ru

96. http://www.578.ru/

Похожие работы на данную тему