Экономические отношения ЕС со странами СНГ

Название работы: Экономические отношения ЕС со странами СНГ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Мировая экономика, МЭО

Страниц:

108 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКИЙ ПУТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ……..

1.1. Уроки западноевропейской интеграции………………………….

1.2. Европейский выбор и российские реформы……………………..

1.2.1.Экономический и политический контекст………………...

1.2.2. Задачи России во взаимоотношениях с ЕС……………….

1.2.3.Направления сотрудничества………………………………

1.2.4.Этапы и практические шаги………………………………...

1.3. Анализ российского экономического роста……………………...

1.3.1. «Экономика знаний»……………………………………….

1.3.2. Экологическая составляющая экономической деятельности……………………………………………………….

1.3.3. Прямые иностранные инвестиции………………………...

1.3.4. Роль рыночных экономических институтов……………...

1.3.5. Новая модель роста…………………………………………

ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЙ СЕКТОР И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ………….

2.1. Банковский и финансовый сектора……………………………….

2.1.1. Реформирование банковского сектора……………………

2.2. Проблема конкурентоспособности в промышленности………...

2.2.1. Национальный уровень…………………………………….

2.2.2. Отраслевой уровень………………………………………...

2.3. Реструктуризация газового, автомобильного и алюминиевого секторов………………………………………………………………….

2.3.1. Газовый сектор……………………………………………...

2.3.2. Автомобильная промышленность…………………………

2.3.3. Алюминиевая промышленность…………………………...

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЕС СО СТРАНАМИ СНГ……………………………………………………………………………

3.1. ЕС и страны СНГ…………………………………………………...

3.2. Новый подход к экономическим отношениям……………………

3.2.1. Интеграция: отказ от политического и экономического романтизма…………………………………………………………

3.2.2. Пространство выбора взаимоприемлемого решения……..

3.2.3. Безопасность энергетического проекта России…………...

3.3. Развитие глобальной транспортной инфраструктуры……………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Выдержка:

Интеграция – это:

– межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального, хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенные на потребности региона в целом;

– процесс, освобождающий движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы от национальных перегородок;

– создание единого внутреннего рынка;

– рост производительности труда и уровня жизни в странах объединения.

ЕС – свидетельство достижения высокой степени взаимозависимости, своеобразная «лаборатория», где отрабатываются модели и методика интеграционного процесса. В результате ожидаемого расширения ЕС, в состав стран-членов попадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при этом возникает крупнейший в мире единый рынок площадью 5 млн. кв. км с 550 млн. человек и 7,7 трлн. долларов ВВП.

Таким образом, развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства, что говорит об актуальности поднятой темы.

Причина выбора ЕС в качестве примера экономической интеграции не случайна. В российской школе западноевропейская интеграция рассматривается как простая разновидность объединённых тенденций в современной мировой политике и экономике. ЕС изображается либо как своеобразный региональный торговый блок, подобный НАФТА или АСЕАН, либо как одна из многих региональных международных экономических интеграций. Между тем ЕС имеет уникальные черты, качественно отличающие их от любых других международных образований, являющихся продуктов интернационализации мирохозяйственных связей.

Во-первых, ЕС – это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС – это, прежде всего, общее право, общие институты и общая политика.

ЕС – самый крупный мировой торговый партнер, на его долю приходится 20% всего объема мировой торговли. Помимо этого ЕС – крупнейший поставщик гуманитарной помощи и технического содействия как странам бывшего социалистического блока, ставшим на путь демократии, так и странам третьего мира.

Сопоставление путей развития ЕС и СНГ представляет собой трудную задачу, хотя бы из-за того, что ЕС шел к интеграции постепенно, строя институты, право, инфраструктуру, а СНГ сложился в условиях быстрого распада Союза ССР и пока еще не приобрел определенных черт. У него нет необходимых институтов и правовой основы, чтобы быть гарантированным от потрясений и даже прекращения своего существования.

Судьба СНГ может сложиться по-разному. Разумеется, для создания прочного и эффективного союза необходимо постепенное налаживание утерянного чувства взаимовыручки и желание строить свое будущее вместе, через интеграцию и взаимозависимость. Тем не менее, необходимо отметить, что для создания подобного союза есть немало существенных предпосылок, которые, являются «ахиллесовой пятой» в свою очередь у ЕС.

А именно: близость культур, владение русским языком, который, несомненно, помог бы созданию единых институтов и права, наличие опыта сотрудничества и соседства государств друг с другом. Отсутствие каких-либо серьезных конфликтов между ними. Однако влияние этих и многих других факторов в пользу союза государств ослабевает или почти перекрываются подъемом национального самосознания, перерастающего порой в национализм и сепаратизм. Очевидно, что до реальной интеграции стран СНГ есть еще длинная дистанция.

Возникает вполне закономерный вопрос, а стоит ли обращаться к ЕС как возможной модели подражания. В качестве ответа следует заметить, что опыт Сообществ – это, прежде всего, опыт становления и укрепления интеграционных связей между государствами, которые являются суверенными и независимыми. Это опыт межгосударственного союза, основанного не на принуждении или силе, а на сознании общности интересов и понимании того, что такие интересы наиболее эффективнее, экономнее и быстрее реализуются путем совместных согласованных действий, координации и объединения сил и средств. И, наконец, это опыт отработки, проверки и отбора практикой форм и методов интеграции, формирования необходимых структур и правовых институтов. Осторожность следует проявлять в том, чтобы не было автоматического копирования или заимствования готовых образцов отношений и организаций.

Проблемы экономической интеграции привлекают все большее внимание ведущих политиков и широкой общественности государств, возникших на постсоюзном пространстве. Это связано, прежде всего, с обострением геополитической обстановки вокруг России и других стран Содружества. Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов.

Совет Европы похвалил Украину за хорошо проведенные выборы. Указал и на ошибки // СЕЙЧАС. - №65(214). – 11 апреля 2006 г.

Похожие работы на данную тему