Филосовские аспекты наследия В.О. Ключевского

Название работы: Филосовские аспекты наследия В.О. Ключевского

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Философия

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение

1. Социологическая мысль в дореволюционной России и ее основные направления

2. Историческая социология в структуре социологического знания

3. В.О. Ключевский как представитель Московской школы русских историков в конце XIX – начале ХХ веков

4. Географическое направление в социологии России ХIХ-ХХ вв.

5. Философские аспекты наследия В.О. Ключевского

6. Формирование мировоззрения В.О. Ключевского и основные этапы его научной деятельности.

7. Методологические основы исторических и социологических исследований В.О. Ключевского.

Заключение

Источники и литература

Выдержка:

ольшое внимание уделяет особому влиянию природы на начальной стадии развития общества. Он выделяет феномены, общие для России, такие как миграция (колонизация, казачество), подчинение государственному аппарату, бюрократии, а так же крайне медленное раскрепощение от бюрократии. Ключевский верил, что Россия станет и внутренне сильным государством, и очень авторитетным в мире. Прогнозирует рост культуры, образования, утверждение в России правового государства.

Целью данного исследования является рассмотрение социологического исследования истории Василием Осиповичем Ключевским.

Реализация этой цели достигается путем решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

• Проследить основные направления социологической мысли в дореволюционной России;

• Рассмотреть Историческую социологию в структуре социологического знания;

• Показать В.О. Ключевского как представителя Московской школы русских историков конца XIX – начала ХХ веков;

• Рассмотреть географическое направление в социологии России ХIХ-ХХ вв.

• Выявить философские аспекты наследия В.О. Ключевского;

• Отобразить формирование мировоззрения В.О. Ключевского и основные этапы его научной деятельности.

• Проанализировать методологические основы исторических и социологических исследований В.О. Ключевского.

своими произведениями вносил воспитательное, назидательное, но ненавязчивое, ярко и четко сформулированное и научно доказуемое начало. Его целью было воспитание самосознания, и его слушатели и читатели редко когда не получали четко нацеленных этических «зарядов». Для каждой эпохи, любого эпизода или действовавшего лица Ключевский умел находить словесно безупречно выраженный образ или понятие, так или иначе обращенный к национальному и общественному самосознанию. Уже во второй лекции своего знаменитого «Курса русской истории» он, заключая ее, апеллировал к чувству человека, которое может быть воспитано пониманием своего исторического прошлого; «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

«Исторический закон, – писал Ключевский, – строгий дядька незрелых народов и бывает даже их палачом, когда их глупая детская строптивость переходит в безумную готовность к историческому самозабвению». В этих обращениях к человеческому мышлению Ключевский исключительно образно рассматривал исторический опыт. В своем «Курсе русской истории» он бросал серьезное предупреждение современникам: «История народа, научно воспроизведенная, становится приходо-расходной его книгой, по которой подсчитываются недочеты и передержки его прошлого» , и объяснял, что вырабатывающееся из знания прошлого «историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости». В своей речи «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» историк как бы перелистывал эту приходо-расходную книгу. Обращаясь к страшной эпохе монгольского ига и Куликовской битве, Ключевский в миллионах людей, пять столетий приходивших к могиле Сергия, чувствовал вневременную память народа, превратившуюся в высокую нравственную идею и свидетельствующую, что «одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения».

1. Афанасьев В.В. Историческая социология. Барнаул. 1995.

2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии. Х1Х-ХХв., Москва, 1995

3. Голубцов С.А. Теоретические взгляды Василия Осиповича Ключевского // Рус. ист. журн. 1922. Кн. 8;

4. Дробижева Л.М. История и социология. М. 1971;

5. Ельчанинов В.А. История и социология. Уч. пособие. Барнаул, 1992;

6. Зимин А.А. Формирование ист. взглядов В.О.К. в 60-е годы XIX в. // История запада М., 1961. Вып. 69;

7. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991;

8. История социологии: учебное пособие. Под общ. ред. А. Елсукова и др. Минск, 1998.

9. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. / Ответ, ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997. С. 401-433.

10. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997. С. 377-400.

11. Карагодин А.И. Философия истории В.О.К. Саратов, 1976.

12. Кареев Н.И. Основы русской социологии. Спб., 1996.

13. Киреева Р.А. Василий Осипович Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1966;

14. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М. 1990.

15. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс в трех книгах. Кн. 1. М., 1993.

16. Ключевский В.О. Сочинения В 9-ти т. - М.: «Мысль», 1987-1989.

17. Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. Т, I, II. Спб., 1997.

18. Лашук Л.П. Введение в историческую социологию. М., 1977.

19. Лилиенфельд П.Ф. Мысли о социальной науке будущего, Спб., 1872.

20. Малинов А.В. Философия истории в России. Конспект университетского спецкурса. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2001

21. Медушевский A.M. История русской социологии. М., 1993.

22. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М., 1995.

23. Миронов Б.Н. Историк и социология. Л.: Наука. 1981;

24. Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974;

25. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учеб. пособие.

26. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.

Похожие работы на данную тему