ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы. Проблема контроля обученности школьников иностранному языку приобретает особую важность в связи с коренными изменениями, продиктованными самой жизнью, как в практике преподавания, так и в методической науке.
На современном этапе развития иностранный язык становится реально востребуемым. Все большее число людей изучают языки и широко используют эти навыки в практической деятельности, Оживление межкультурной коммуникации, повышение к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур, интеграции России в мировую экономическую систему. Это способствует изменениям в практике обучения иностранным языкам, где доминирующим подходом становится коммуникативный, при котором уже с первого урока школьники учатся общению на изучаемом языке.
Необходимость рассмотрения проблем организации и содержания контроля продиктована также разработкой Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, осуществляемой в отделе обучения иностранным языкам Института общего среднего образования Российской академии образования под руководством академика А.А.Миролюбова и члена-корреспондента РАО И.Л.Бим. Единство минимальных требований к уровню обученности учащихся влечет за собой установление единых объективных форм и способов контроля успешности обучения, что является новым для российской школы. Вместе с тем приходится признать, что проблемы контроля речевых умений, в т.ч. и в аудировании, разработаны недостаточно: не рассмотрен ряд теоретических вопросов, слабо раскрыта специфика проверки. Поэтому исследование вопросов контроля сформированности навыков аудирования на сегодняшний день особенно актуально.
2.4.Процедура подготовки и использования проверочных заданий.
Перестройка системы обучения иностранным языкам и выдвижение коммуникативной компетенции в качестве ведущей цели в известной мере меняют и формы контроля. Это в свою очередь потребует изменения системы итогового контроля, сущность которой составляют тесты и тестовые задания, единые в принципе, но представляющие собой разные варианты. Из практики преподавания известно, что проверочные задания могут служить эффективным средством контроля лишь в том случае, если аналогичные задания давались учащимся в течение учебного года. Вместе с тем нельзя не учитывать и того факта, что после принятия Государственного стандарта будут разрабатываться поклассные требования к владению иностранным языком, а следовательно, и итоговые тесты (тестовые задания), призванные изменить систему контроля. Всё сказанное побуждает рассмотреть вопрос о подготовке и осуществлении контроля с помощью тестов и тестовых заданий.
Подготовка к проверке уровня обученности учащихся иностранному языку за весь курс обучения посредством тестов и тестовых заданий предполагает поэтапную материализацию в заданиях тех идей, на которых построена концепция школьного образования по иностранным языкам.
Первым шагом в подготовке тестов или проверочных заданий является актуализация объектов итогового контроля, исходя из целей обучения. В соответствии с новейшими работами в области тестирования вообще и в методике обучения иностранным языкам в частности, тесты и тестовые задания, предназначенные для определения уровня сформированности речевых умений, являются моделью проверяемых речевых умений в чтении, говорении, аудировании и письме.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Актуальные вопросы контроля в обучении иностранным языкам в средней школе: Сб. науч. трудов НИИ школ. – М., 1986.
2. Бим И.Л. К проблеме планируемого результата обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе // Иностр. языки в школе. – 1984. - № 6.
3. Бим И.Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель её реализации. – М.. 1974.
4. Бим И.Л. и др. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового курса // Иностр. языки в школе. – 1995. - № 5.
5. Бим Л.И., Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия М.: Русский язык, 1991.
6. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности // Иностр. языки в школе. – 1991. № 2.
7. Брейгина М.Е., Климентенко А.Д. Контроль в обученности иностранным языкам учащихся средних профтехучилищ. – М., 1979.
8. Бухбиндер В.А., Миролюбов А.А. Основы перестройки школьного курса иностранного языка // Сов. педагогика. – 1984. № 10.
9. Вайсбурд М.Л. Каким хотелось бы видеть экзамен по иностранным языкам и как можно подготовить учащихся к такому экзамену // Иностр. языки в школе. – 1989. - № 4.
10. Володин Н.В. К методике составления тестов // Иностр. языки в школе. – 1972. - № 1.
11. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. – М., 1966.
12. Гальскова Н.Д., Шаповалова В.М. Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении // Иностр. языки в школе. – 1987. - № 4 13. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982.
14. Гез Н.И. Типология упражнений и организация обучения аудированию в школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке// Иностранный язык в школе. 1985. № 6.