Формирование музыкальных способностей дошкольников на основе технологии ТРИЗ

Название работы: Формирование музыкальных способностей дошкольников на основе технологии ТРИЗ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ 6

1.1. Использование технологии ТРИЗ в системе образования 6

1.2. Общая характеристика и структура музыкальных способностей младших дошкольников 17

1.3. Развитие музыкальных способностей с помощью технологии ТРИЗ 30

1.4. Формирование музыкальных способностей младших дошкольников в ДОУ 41

Выводы по первой главе 59

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ 61

2.1. Организация и методика исследования 61

2.2. Формирование музыкальных способностей младших дошкольников на основе технологии ТРИЗ 65

2.3. Анализ результатов исследования 76

Выводы по второй главе 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

ГЛОССАРИЙ 85

ЛИТЕРАТУРА 87

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального вос-питания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно по-нимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Творческое начало до-школьников, чрезвычайная изобретательность в передаче интонаций, природ-ная активность, вера в свои творческие возможности являются ценным источ-ником их творческого развития. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех ви-дах деятельности. Б.Ф.Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспи-тательную ценность детского творчества.

Доказательством значимости формирования творческих навыков у детей являются работы Б.Л. Яворского. Согласно мнению Н.А.Ветлугиной, творчест-во является важным условием и средством развития способностей образного видения мира.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических про-блем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик.

Одним из наиболее популярных подходов к формированию творческой личности является технология решения изобретательских задач, основополож-ником которой является Г.С. Альтшуллер.

Сегодня практика использования ТРИЗ представлена в исследованиях и разработках С.Ефремова, М.Гафитулина С.Иванова В.Тимоховой, Л.Марьяновской, А.Кислова, А.Нестеренко, А.Страунинг, Т. Сидорчук, Н.Хоменко и других.

Однако, анализ работ вышеперечисленных авторов показал, что сущест-вующий опыт в основном разрабатывался для применения на занятиях по раз-витию речи, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности.

В процессе сбора и анализа литератур нам не удалось наитии ни одной статьи по проблеме использования методов ТРИЗ и РТВ на занятиях по музы-кальному развитию.

Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования: «Формиро-вание музыкальных способностей младших дошкольников на основе техноло-гии ТРИЗ».

Цель исследования - изучить возможности технологии ТРИЗ в формиро-вании музыкальных способностей младших дошкольников.

Задачи исследования:

1) Проанализировать познавательные основы развития музыкальных спо-собностей младших дошкольников;

2) Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей младших дошкольников на основе технологии ТРИЗ;

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫ-КАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

2.1. Организация и методика исследования

Цель исследования - изучить возможности технологии ТРИЗ в формиро-вании музыкальных способностей младших дошкольников.

Объект исследования - музыкальные способности младших дошкольни-ков.

Предмет исследования - формирование музыкальных способностей до-школьников на основе технологии ТРИЗ.

Гипотеза исследования: Использование технологии ТРИЗ на музыкаль-ных занятиях позволяет повысить эффективность процесса формирования и развития музыкальных способностей младших дошкольников.

Этапы исследования: исследование приводилось в четыре этапа.

На первом этап была подобрана выборка исследования и методики диаг-ностики музыкальных способностей.

Целью второго этапа исследования было проведение констатирующей ди-агностики музыкальных способностей младших дошкольников. На основе ре-зультатов исследования выборка была разделена на контрольную и эксперимен-тальную группу.

Целью третьего этапа - разработка и проведение музыкальных занятий и игр по формированию творческих способностей младших дошкольников с по-мощью технологии ТРИЗ. Разработанные занятия и игры проводились только с детьми экспериментальной группы. Развитие детей контрольной группы прово-дились на музыкальных занятиях без использования элементов технологии ТРИЗ.

На четвертом этапе исследования была проведена вторичная (контроль-ная) диагностика творческих способностей дошкольников по тем же самым ме-тодикам, проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и кон-трольного эксперимента, сделаны выводы об эффективности формирующего эксперимента.

Методика исследования:

Официально приняты следующие диагностики: О.П.Радыновой, К.В.Тарасовой, А.И. Бурениной, А.Н.Зиминой. На основе этих диагностик я разработала критерии и пользуюсь ими.

Диагностика музыкальных способностей младших дошкольников (по К.В.Тарасовой [58])

Развитие ладового чувства.

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Д. Кабалевский «Клоуны».

2 балла - слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

1 балла - незначительно выражает эмоции, отвлекается

0 баллов - равнодушен к звучащей музыке

2. Наличие любимых произведений.

1 балл - есть любимые произведения

0 баллов - нет любимых произведений

3. Узнавание знакомой песенки.

2 балла - узнал по мелодии

1 балл - узнал со словами

0 баллов - не узнал

5-4 балла - высокий уровень

3-2 балла - средний уровень

1-0 баллов - низкий уровень

Музыкально-слуховые представления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямова А.Г. Детское творчество и народная сказка. - М.: Русский Раритет, 1998. - 96 с.

2. Абсалямова А.Г. Мультикультурное образование. - Уфа, 1997.

3. Альтшулер С.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986.

5. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб пособие для суд. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

6. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М., 1989.

7. Басова Т. ТРИЗ в детском саду. // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 6.

8. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984.

9. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей. // Психологический журнал. - 1995. - № 5.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.

11. Бояркина В.И. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2001. - C. 22-24.

12. Вагнер Р. Избранные работы. - M., 1978. - С. 365.

13. Вальтер Б. О музыке и музицировании // Исполнительское искусство 3аРУбежных стран. - М., 1962. - Вып. 1.

14. Ван В.А. Базисный терминологический минимум по педагогике. - Уфа: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - 24 с.

15. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981.

16. Ветлугина Н.А., Дзержинская И Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. - М., 1984.

17. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1983.

18. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко - М.: 1980;

19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: СОЮЗ, 1997.

20. Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получение новизны. - Минск, 1994.

21. Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Изд. 2 Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2000. - 112 с.

22. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М.:1993;

23. Грединарова Е. М. Психологические средства формирования творческого мышления. - Запорожье, 1997.

24. Давыдова М. Игровые приемы на музыкальных занятиях.// Дошкольное воспитание. - 1998. - №6.

25. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.

26. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В.И.Логиновой - М.: Просвещение, 1983;

27. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986.

28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986.

29. Зимина А.Н.Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М.: Владос, 2000. - 304 с.

30. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. - 1987. - № 10.

31. Ильин Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. - 1983. - № 5. - С. 95 - 99.

32. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.

33. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985.

34. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.:1977;

35. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986.

36. Кононов Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.- М., 1982.

37. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7 лет. - М., 1983.

38. Крылов Е. Школа творческой личности. //Дошкольное воспитание. -1992. -№ 7-10; 1993.-№3; 1994.-№ 5, № 10.

39. Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь. // Дошкольное воспитание. - 1993. -№ 4.

40. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1995.

41. Матюгин И.Ю., Обухов Я.П. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Т.1. - М.: Вступление, 1995.

42. Метлов Н.А. Музыка - детям - М.: Просвещение, 1985.

43. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для уча¬щихся пед. уч-щ / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1989.

44. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2. - с. 114 - 116.

45. Музыкальный энциклопедический словарь. / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.,1991.

46. Петрова В. Музыкальные упражнения. // Дошк. воспитание. - 1991.-№ 2.-С.110-117.

Похожие работы на данную тему