Валютный кассир

Название работы: Валютный кассир

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

98 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение

1. Аналитическая часть

1.1 Современные банковские технологии с использованием компьютерной техники

1.1.1 Особенности автоматизированных банковских систем

1.1.2 Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем

1.1.3 Техническое оснащение современных автоматизированных бан-ковских систем

1.1.4 Программное обеспечение автоматизированных банковских

систем

1.1.5 Сравнительная оценка автоматизированных банковских

систем

1.1.6 Автоматизированные рабочие места в составе автоматизирован-ных банковских систем

1.2 Валютные операции, производимые коммерческими банками

1.3 Анализ деятельности обменного пункта мытищинского филиала Уникомбанка

1.4 Автоматизированная система ’Валютная касса’, разработанная в мы-тищинском филиале Уникомбанка

1.4.1 Технология работы обменного пункта

1.4.2 Организация информационной базы

1.4.3 Используемое программное обеспечение

1.4.4 Недостатки системы ’Валютная касса’

2. Проектная часть

2.1 Разработка автоматизированного рабочего места ’Валютный кассир’ на основе автоматизированной системы ’Валютная касса’

2.1.1 Основные требования, предъявляемые к АРМ ’Валютный кассир’

2.1.2 Обоснование использование операционной системы

Windows 98

2.1.3 Обоснование использования программных средств Delphi

2.2 Состав функциональных задач автоматизированного рабочего места ’Ва-лютный кассир’

2.3 Организация информационной базы

2.4 Технология программирования в среде Delphi, применительно к про-граммному обеспечению автоматизированного рабочего места ’Валют-ный кассир’

2.5 База данных в составе АРМ ’Валютный кассир’

2.6 Аппаратное обеспечение АРМ ’Валютный кассир’

2.7 Технология работы АРМ ’Валютный кассир’

2.7.1 Главное меню и настройка системы

2.7.2 Отладка системы

2.7.3 Автоматизированная технология работы с клиентами

3. Оценка экономической эффективности внедряемого АРМа ’Валютный кассир’

3.1 Выбор расчета экономической эффективности

3.2 Расчет показателей экономической эффективности

4 Безопасность жизнедеятельности обслуживающего персонала АРМ ’Ва-лютный кассир’

4.1 Биологическое воздействие электромагнитного излучения

4.2 Расчет количества светильников необходимых для нормальной зрительной работы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение.

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Современная банковская система сложилась в нашей стране за последние десять лет.

До 1988 года функционировали только Государственный банк и три спе-циализированных банка – Промстройбанк, Жилсоцбанк и Агропромбанк. Всего существовало около 2,5 тысяч отделений государственных банков.

В конце 1988 года получили лицензии на совершение банковских опера-ций первые коммерческие банки. Термин ‘коммерческий’ по отношению к банкам условен, так как не предполагает частного характера их деятельности. Работа коммерческих банков регулируется Центральным банком России (ЦБР).

Важно учесть, что банковская система – это не только банки, но и кредит-ные учреждения (т.е. все экономические организации, которые выполняют банковские операции), а также специализированные организации, не осущест-вляющие банковских операций, но обеспечивающих деятельность банков и кредитных учреждений (расчетно-кассовые центры и клиринговые центры, кредитные магазины, фирмы по аудиту банков …).

Более широкой системой, куда в качестве основной части входит банков-ская система, выступает экономическая система страны. Совокупность дейст-вующих в стране банков и кредитных учреждений может иметь одноуровне-вую, либо двухуровневую организацию.

Одноуровневый вариант может быть реальным в следующих случаях:

а) когда в стране еще нет ЦБ (что соответствует ранним этапам развития банковского дела; в этом случае говорить о банковской системе еще рано);

б) когда в стране есть только ЦБ (в этом случае говорить о системе банков вообще не приходится).

Так, наличная совокупность банков может быть организована как одно-уровневая, так и двухуровневая, но банковская система как элемент рыночной экономики может быть только двухуровневая.

В общем виде банковская система представлена на рис.1 ’Двухуровневая банковская система’:

Рис.1 ’Двухуровневая банковская система’

Нынешнее состояние банковской системы формировалось под воздейст-вием многих факторов. Некоторые из них связаны с общим состоянием эконо-мики, но еще больше факторов, которые можно назвать управляемыми это от-сутствие или несовершенство законодательной или нормативной базы, оши-бочные действия властных структур и ЦБ и т.д.

Отметим следующие моменты:

-из общего числа российских банков более 1/3 – московские, что говорит о крайней неравномерности территориального их расположения;

-пока неглубока и неустойчива специализация банков, практически нет инвесторов, смешанных, общероссийских и международных, в то время как самостоятельных банков явно много;

-основной вид активных операций кредитование юридических лиц и вложения в СКВ. Не получили широкого распространения такие активные опе-рации как выдача межбанковских кредитов, инвестиционная и ипотечная дея-тельность и т.д.;

-чрезвычайно обширен перечень правонарушений в банковской сфере и, следовательно, трудно говорить об успехах в формировании эффективной бан-ковской системы в России.

Но несмотря на отмеченные негативные явления, банковская система Рос-сии продолжает развиваться. С углублением рыночных отношений возрастает роль банковской системы.

Для своевременной и качественной переработки все возрастающих объе-мов поступающей в банки информации требуется применение все более со-вершенных технических и программных средств.

Результатом развития программно-аппаратных средств стало создание ав-томатизированных банковских систем (АБС).

Целями использования АБС являются:

-сокращение времени на проведение операций и оформление документов, увеличение пропускной способности банка;

-сокращение численности персонала, занятой малоквалифицированной ру-тинной работой;

-улучшение качества обслуживания клиентов;

-повышение квалификации банковского персонала ;

-интегрирование в единые банковские системы.

На отечественном рынке сформировались классы АБС, каждый из кото-рых имеет определенных потребителей от начинающих банков, осуществляю-щих лишь ограниченный спектр рублевых операций, до ведущих банков, вы-шедших на зарубежный уровень объемов и разнообразия услуг. АБС содержит необходимый потребителю набор функций.

Активно процессы автоматизации банковских технологий стали прояв-ляться в конце 80-х – начале 90-х годов. Естественным образом это было свя-зано с банковской реформой 1989 года, когда существующие банки получили большую самостоятельность, и наряду с бывшими государственными банками на рынке банковских услуг появились новые коммерческие банки (КБ). При этом вычислительные центры, на которых осуществлялась обработка банков-ской информации, уже не могли предоставить банкам весь спектр услуг, необ-ходимых для уменьшения рутинной работы и для анализа и прогнозирования финансового состояния банков.

Развитие компьютерной техники и информационных технологий позволи-ли создать большинству банков собственные вычислительные комплексы, на базе которых были автоматизированы основные направления банковской дея-тельности .

Углубление процесса автоматизации функционирования банковских и прочих финансовых структур сопровождается совершенствованием технологии банковских операций и повышением уровней их управляемости. Современные информационные технологии позволяют координировать деятельность подраз-делений банков, расширить межбанковские связи, комплексно решать пробле-мы анализа банковской деятельности. Автоматизация информационных и дру-гих технологий банка содействуют улучшению качества обслуживания путем создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) для специалистов всех уровней. В автоматизации банковских технологий находят место как простые программные продукты, позволяющие заполнять только несколько выходных форм для отчетности, так и достаточно интеллектуальные комплексы, решаю-щие задачи управления банком. В первом случае это традиционные системы управления базами данных (СУБД), во втором –адаптируемые западные ком-плексы, являющиеся последним достижением мировой банковской мысли.

Основное отличие отечественной банковской инфраструктуры информа-ционных технологий от зарубежной, с точки зрения компьютерных платформ, более высокая степень их однородности. Под компьютерной банковской плат-формой понимается программно-техническое оснащение решения банковских задач на базе новейших информационных, включающее в себя конкретную ме-тодологию ведения банковского дела на определенном профессиональном уровне. Использование таких платформ, в первую очередь, характерно для ма-лых и средних банков.

Выбор банками тех или иных систем автоматизации связан с соотношени-ем цена – надежность – производительность. Для крупных банков фактор цены не имеет решающего значения. Крупные банки, имеющие разнородный ком-пьютерный парк, решают проблему собственной сетевой интеграции. Пробле-ма усложняется при необходимости поддерживать высокоскоростной обмен данными между филиалами, с клиентами, с другими банками. В этой связи банкам приходится планировать не только техническое оснащение, но и всю системную инфраструктуру информационной технологии.

Под инфраструктурой понимается совокупность, соотношение и содержа-тельное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банков-ских технологий.

В инфраструктуре, кроме концептуальных подходов, следует выделить пять составляющих: информационное обеспечение, техническое оснащение, программные средства, системы связи и коммуникации, системы связи, защиты и надежности.

Состав информационного обеспечения, его организация определяются, прежде всего, составом задач. К наиболее традиционным задачам, решаемым любым банком, относится расчетно-кассовая деятельность. Автоматизация только этой деятельности может решить основные проблемы сегодняшнего дня. При таком подходе банковская технология строится на программном про-дукте ’ Операционный день банка ’ (ОДБ), а внедряемый комплекс задач по-зволяет сотрудникам проводить анализ деятельности банка за любой предше-ствующий промежуток времени. Однако, даже необходимость иметь электрон-ные копии банковских платежных документов требует наличия ряда дополни-тельных программных продуктов, имеющих традиционное названия ’ Касса ’, ’Платежные поручения ’ и другие.

Ориентация на автоматизацию всей деятельности банков означает посте-пенный эволюционный переход от более простых программно-аппаратных средств к более сложным с соответствующим наращиванием технического, технологического, кадрового потенциалов с одновременным расширением сфер использования банковского капитала.

Количество используемой техники, в основном, определяется размерами банка, наличием филиалов, сложившимися связями и другими факторами. В последнее время по причине роста объемов работ, набора услуг, числа филиа-лов, клиентов и связей проявляется тенденция приобретения банками более мощных компьютеров и более развитого программного обеспечения (ПО).

Набирает силу распространение сетевых банковских технологий. Ввиду того, что подавляющее большинство банков в России – малые, примерно 80% из них имеют локальную вычислительную сеть (ЛВС). Сетевой парк становит-ся все более разнообразным. Около 90% рынка в России принадлежит сетевой ОС

’ NetWare ’ фирмы ’ NOVELL ’.

Следует отметить и ускоренное развитие средств межбанковской теле-коммуникации.

Большое распространение получило мировое сообщество SWIFT. Число российских банков, являющихся членами SWIFT, достигло 200 и в ближайшее время может существенно вырасти. Распространяются различные телекомму-никационные системы типа системы ’ Клиент банк ’. Для повышения произво-дительности банковских, финансовых и других структур увеличились поставки операционных ’ UNIX –систем ’, имеющих более широкие возможности по сравнению с MS DOS.

Создание новой технологии помимо общесистемных принципов требует учета особенностей структуры банковских систем и специфики банковской деятельности. Прежде всего, – это значительная сложность организационного взаимодействия, которая вызывает необходимость создания многоуровневых, иерархических систем (головной банк, его филиалы, обменные пункты) со сложными информационными связями прямого и обратного направления. В основу новой информационной технологии закладывается сетевая архитектура, широкое применение ПЭВМ и формирование на их базе взаимосвязанных спе-циализированных АРМ. Создаются АРМы различных уровней управления – руководителей, работников подразделений банка, служащих и других специа-листов, занятых преобразованием информации с последующим объединением АРМ различных уровней и назначения в вычислительную сеть.

Второй характерной особенностью является сложность видов обеспечения АРМ каждого специалиста, работающего в банке. Обязательными видами обеспечения АРМ являются: функциональное, информационное, техническое, математическое, программное, технологическое, организационно-правовое, лингвистическое и эргономическое.

Важным аспектом деятельности современного коммерческого банка явля-ются валютные операции, в частности, операции с наличной валютой. В на-стоящее время в стране функционирует огромное количество пунктов обмена валют, предложение уже превышает спрос, из-за чего рентабельность операций с наличной валютой снижается.

Одна из задач КБ, связанных с обменными пунктами – это концентрация усилий на решение услуг различного рода и повышение эффективности этих услуг, уменьшение количества бумажных документов, заполняемых в ручную, увеличение клиентуры. Для эффективного решения этих задач необходима ав-томатизация основных операций, производимых в обменных пунктах валют, т.е. создание АРМ валютного кассира.

Одним из первых приступил к работе в этом направлении Уникомбанк. В 1994 году сотрудниками мытищинского филиала Уникомбанка был разработан комплекс программ ’ Валютная касса ’. Перед проектировщиками системы стояли следующие основные задачи:

-существенное повышение производительности труда работников обмен-ных пунктов и других подразделений банка, обрабатывающих информацию по валютным операциям;

-улучшение качества обслуживания клиентов, увеличение пропускной способности обменных пунктов;

-сокращение численности персонала, занятого малоквалифицированной, рутинной работой.

-включение системы ’ Валютная касса ’ в общую автоматизированную систему филиала;

В основе построения системы ’Валютная касса ’ лежит локальная сеть, со-стоящая из специализированных АРМ и базы данных (БД) с управляющим сер-вером. Автоматизированная система ’ Валютная касса ’ включает следующие основные подсистемы:

-проведение операций по покупке, продажи, обмену иностранной валюты;

-установка и изменение курсов валют с требуемой переодичностью;

-ведение каталога валют;

-контроль наличного состава валют в кассе;

-оформление необходимой отчетной документации: отчетной справки кас-сира обменного пункта, подготовка реестра проведенных операций, заполне-ние справки строгой отчетности.

Система была отлажена, проведена ее апробация. Однако полномасштаб-ное внедрение всего комплекса программ в практическую работу по ряду при-чин не состоялось, хотя отдельные программы используются и доказали свою эффективность.

За прошедшие после разработки системы время в финансовом законода-тельстве России произошли существенные изменения, некоторые из них каса-лись операций с наличной валютой. Инструкцией Государственной налоговой службой РФ от 21.06.1997 года был введен налог на покупку наличной валюты и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Этой же инст-рукцией был изменен порядок документального оформления валютных сделок. Кроме того, в связи с деноминацией рубля, и процесса замены купюр старого образца на новые, который начался с 01.01.1998 года, возникла необходимость включения в отчетность по валютным операциям расчеты в старом и новом ис-числении.

Вместе с тем за прошедшие годы морально устарела и ОС MS DOS, на ба-зе которой была создана данная автоматизированная система. Современные компьютеры ориентированы на работу с ОС Windows – 98, с использованием которой в максимальной степени реализуются их аппаратные возможности.

С точки зрения программного обеспечения недостатком использования ОС MS DOS является однозадачность, ограничивающая ее применение.

MS DOS проста и доступна,однако для поддержки современных банков-ских программно-технических средств, ее возможностей явно не достаточно

Это относится и к системам управления базами данных (СУБД), являю-щимися важнейшей составной частью АБС. К наиболее распространенным версиям СУБД относятся dBase, Clipper, Paradox, FoxPro, Delphi. Полноценная реализация этих программных продуктов также невозможна без ОС Windows.

Отличительной чертой функционирования системы '' Валютная касса '' яв-ляется большой объем операций ввода-вывода, чтения, записи, передачи дан-ных. Это также повышает требование к производительности ОС, поэтому ис-пользование Windows 98 является предпочтительнее по сравнению с MS DOS.

Еще одним преимуществом ОС Windows 98 является дружественный гра-фический интерфейс, что упрощает и ускоряет взаимодействие пользователя с компьютером.

В процессе апробации системы ’ Валютная касса ’ выявилась необходи-мость выделения из нее в качестве функционально независимой структуры АРМ ’Валютный кассир ’. Это обусловлено ключевой ролью валютного касси-ра в работе обменного пункта и необходимостью более полной интеграции создаваемой в мытищинском филиале АБС.

Из вышеизложенного можно, следующим образом, сформулировать по-ставленную задачу, которая является содержанием данной дипломной работы:

-разработка на основе имеющейся системы ’Валютная касса ’ АРМ ’Ва-лютный кассир ’;

-модернизация информационного и программного обеспечения АРМ ’ Ва-лютный кассир ’ на базе ОС Windows-98;

-разработка дополнительного модуля для начисления и документального оформления налога на покупку наличной иностранной валюты;

-доработка имеющихся программных продуктов для работы с неденоми-нированной рублевой массой.

-

2.7 ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ АРМ ’ВАЛЮТНЫЙ КАССИР’

2.7.1 ГЛАВНОЕ МЕНЮ И НАСТРОЙКА СИСТЕМЫ

При входе в автоматизированную систему на экран выводится установоч-ное подменю ’Начало’, с помощью которого производится настройка на дан-ный операционный день рабочей программы обменного пункта.

В процессе настройки необходимо провести следующие операции:

-ввод новых курсов валют;

-указание фамилии, имя, отчества кассира, ввод номеров обменных пунк-тов, установка режима работы;

-фиксация выданного аванса;

-фиксация количества выданных справок строгой отчетности с указанием их серий и номеров.

После окончания настройки на конкретный обменный пункт, оператор по-лучает доступ к главному меню, в котором указаны возможные режимы работы автоматизированной системы. В полном виде оно выглядит следующим обра-зом:

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ’Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности’ под ред. Титоренко Г.А., М.: Финстатинформ, 2002г.

2. ’Автоматизированные системы обработки экономической инфор-мации’ под ред. проф. Рожнова В.С., М.: Финансы и статистика, 2003г.

3. Балабанов И.Т. ’Валютный рынок и валютные операции в России’, М.: Финансы и статистика, 2004г.

4. ’Банковские технологии’ учебное пособие, М.: Финансы и стати-стика, 2002г.

5. Волков С.И., Романов А.И. ’Организация машинной обработки экономической информации’, М.: Финансы и статистика, 2001г.

6. Дантеманн Д. ’Программирование в среде Delphi’, Киев DiaSoft Ltd., 2003г.

7. Епанешников А.М. ’Программирование в среде Delphi 2.0’ часть 1, М.: Диалог МИФИ, 2002г.

8. ’Инструкция о порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валюто обменных операций уполномочен-ными банками’ – Инструкция № 27 от 27.02ю2002г. ЦБ.

9. Ишутин Р.В. ’Текст лекций по международным валюто обменным отношениям’, СПб., Санкт петербург оркестр, 2002г.

10. Кирикова О.В. ’Защита от электромагнитного излучения’, М.: Ра-дио и связь, 2002г.

11. Кондрашов Ю.Н. ’Введение в проектирование автоматизирован-ных банковских систем’, учебное пособие, М.: Финансы и статистика, 2004г.

12. Локоткова Ж. ’Защитные очки нужны не только столеварам’, М.: ’Капитал’ № 15, 2003г.

13. Маркова О.М. ’Коммерческие банки и их операции’, учебное по-собие, М.: ЮНИТИ, 2002г.

14. Молчанов А.В. ’Коммерческие банки в современной России, тео-рия и практика’, М.: Финансы и статистика, 2003г.

15. Методические рекомендации по применению АРМ для ведения журнал ордеров по банковским и кассовым операциям на базе персональных ЭВМ’, Киев, 2001г.

16. Нидденер А. ’Анализ эффективности валюто обменных операций банка’, М.: Финансы и статистика, 2000г.

17. ’Организация кассовой работы’ пол ред. Ульченко М.Г., М.: фи-нансы и статистика, 2004г.

18. Панова Г.С. ’Анализ финансового состояния коммерческого бан-ка’, М.: Финансы и статистика, 2002г.

19. Першин А.Ю. ’Банковские системы: анализ компьютерных плат-форм’/ Технология электронных коммуникаций: сборник, вып.3, т.38, М., 2003г.

20. ’СУБД и знаний’ под ред. Наумова А.Н./Компьютер пресс, М.: Финансы и статистика №8,9 2004г.

21. Ширинская Е.Б. ’Операции коммерческих банков’, М.: Финансы и статистика, 2005г.

22. ’Экономика бытового обслуживания’ под ред. к.э.н. Балалова В.Д., М.: Легкая пищевая промышленность, 2003г.

23. Яковицкий Э.Ф. ’Автоматизированные системы обработки инфор-мации в учреждениях Сбербанка’ учебное пособие, Минск 2001г.

Похожие работы на данную тему