Повышение эффективности управления силами РСЧС при ликвидации ЧС природного характера

Название работы: Повышение эффективности управления силами РСЧС при ликвидации ЧС природного характера

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Госслужба

Страниц:

91 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Список сокращений 3

Введение 4

Глава 1. Формирование в России государственной политики предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера 7

1.1. Порядок работы органов предупреждения ЧС природного характера 7

1.2. Нормативно-правовое поле деятельности сил РСЧС 17

1.3. Организация работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 21

1.3.1. Общее положение по РСЧС 21

1.3.2. Организационная и функциональная структуры РСЧС 29

1.3.3. Структура ГО РФ 34

1.3.4. Режимы функционирования РСЧС 37

Глава 2. Характеристики чрезвычайных ситуаций природного характера 39

2.1. Виды и классификация ЧС природного характера 39

2.2. Риски наступления чрезвычайных ситуаций

природного характера на территории России 46

2.2.1. Анализ статистических данных по чрезвычайным ситуациям в России на период с 2007 г. по 1 полугодие 2009 г. 46

2.2.2. Прогноз по наступлению ЧС природного характера в России. 51

Глава 3. Повышение эффективности ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера 60

3.1. Защита населения при наступлении ЧС природного характера 60

3.2. Мероприятия по ликвидации ЧС природного характера 65

3.3. Повышение эффективности предупреждения и ликвидаций последствий ЧС природного характера 72

3.3.1. Предпосылки создания Российской

системы гражданской защиты 73

3.3.2. Оптимизация системы прогнозирования

и предупреждения ЧС природного характера –

как эффективный инструмент снижения негативных последствий 75

Заключение 82

Библиография 86

Приложение 1. Классификация чрезвычайных ситуаций 89

Приложение 2. Перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 90

Выдержка:

Введение

Высокое индустриальное развитие современного общества, опасные природные явления и стихийные бедствия и, как следствие, негативные явления, свя¬занные с аварийностью производства, ростом числа крупных промышленных аварий с тяжелыми послед¬ствиями, изменение экологической обстановки в ре¬зультате экономической деятельности человека, воен¬ные конфликты различного масштаба продолжают на¬носить огромный ущерб всем странам планеты, а события, возникающие под воздействием подобных явлений и их последствий, часто характеризуются как чрезвычайные ситуации.

В природной сфере постоянно происходят многочисленные природные катастрофы, независи¬мые от воли людей и неподвластные управлению чело¬веком. Их катастрофические последствия, вызываю¬щие чрезвычайные ситуации природного характера, в основном могут лишь учитываться человеком для снижения тяжести их последствий. Обстановка в дан¬ной сфере усугубляется еще и возрастанием техноген¬ной нагрузки на природу в результате безграмотной человеческой деятельности в области безопасности. Кроме того, в социальной и военной сферах глобальный мас¬штаб терроризма, непрекращающиеся военные конф¬ликты в свою очередь становятся источниками все возрастающего числа чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера .

В сложившейся обстановке важное значение при¬обретает решение проблемы своевременного преду¬преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера, но при условии обеспечения необходимого уровня безопасности в ЧС, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.

Одним из путей решения проблемы ликвидации последствий ЧС любо¬го характера является качественная подготовка как профессиональных специалистов-спасателей, так и ру¬ководителей органов исполнительной власти всех уров¬ней, в том числе и с высшим образованием, способных грамотно и умело организовывать и практически ре¬шать задачи по предотвращению и ликвидации ЧС. В природной среде основной задачей, в силу объек¬тивных причин, является проведение комплекса за¬благовременных мероприятий в целях максимально возможного уменьшения негативных последствий ЧС .

Цель работы – определить пути повышения эффективности управления силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для реализации озвученной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- проведен анализ работы органов предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного характера,

- определен круг нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сил РСЧС,

- проведена классификация чрезвычайных ситуаций природного характера и представлены мероприятия по их прогнозированию и ликвидации последствий,

- предложены пути повышения эффективности предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного характера.

Объектом исследования в дипломной работе выступает система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. Предмет исследования – методология, определяющая эффективность управления службами предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.

В работе использовались статистические методы исследования, метод диалектического познания и др. Теоретическая база исследования включает нормативные и правовые акты российской федерации, а также монографии и учебную литературу по анализируемой тематике, в частности в работе использованы результаты исследований таких авторов, как Ю.Л. Воробьева, В.А. Владимирова, М.И. Фалеева, Г.Н. Кирилова, С.К. Шойгу, В.А.Акимова, Ю.И. Соколова и др. Кроме того, активно используются информация периодических изданий и материалов сети Интернет.

3.3. Повышение эффективности предупреждения и ликвидаций последствий ЧС природного характера

3.3.1. Предпосылки создания Российской системы гражданской защиты

В настоящее время в обстановке практически не¬прерывного возникновения военных конфликтов, в ходе которых могут наноситься удары по объектам как военного, так и гражданского предназначения, разгула международного терроризма, возрастания ко¬личества и масштабов природных ката¬строф фактически сблизились задачи мирного и воен¬ного времени по защите населения и территорий, ощу¬щается постоянная необходимость как в силах РСЧС, так и гражданской обороны.

В связи с этим нарастает потребность создания дей¬ствительно единой государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера, функ¬ционирующей как в мирное, так и в военное время с разницей в приоритетах решаемых задач, которую, по данным Центра стратегических исследований МЧС (ЦСИ МЧС), предлагается назвать Российской систе¬мой гражданской защиты .

Под термином «гражданская защита» понимается комплекс мероприятий по подготовке к защите и осу¬ществлению защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, т. е. в чрезвычайных ситуациях военного характера.

Возможность и целесообразность создания РСГЗ обусловливается идентичностью поражающих факто¬ров опасных природных явлений, техногенных катаст¬роф и различных средств поражения, сходством их воздействия на население и объекты, единством целе¬вых функций РСЧС и ГО (предотвращение катастроф, снижение возможного ущерба, ликвидация их послед¬ствий) и в связи с этим близостью функциональных за¬дач, способов и организации работ по защите населе¬ния и территорий, возможностью решения задач мир¬ного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами.

Библиография

1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О противодействии терроризму" // Парламентская газета, № 32, 10.03.2006

2. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 19.06.2007) "О гражданской обороне" // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 799

3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О безопасности гидротехнических сооружений" // Российская газета, № 144, 29.07.1997

4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 30.10.2007) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Российская газета, № 250, 24.12.1994

5. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О техническом регулировании" // Российская газета, № 245, 31.12.2002

6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 03.10.2006) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Собрание законодательства РФ, 12.01.2004, № 2, ст. 121

7. Приказ Минрегиона РФ от 08.11.2006 № 129 "Об утверждении положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росстроя, и положения о функциональной подсистеме защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий" // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, № 5, май, 2007

8. Приказ МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 "Об утверждении положения о системах оповещения населения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 38, 18.09.2006

9. Приказ МЧС РФ от 03.03.2005 № 125 "Об утверждении инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"// Российская газета, № 86, 26.04.2005

10. Приказ Росгидромета от 01.08.2006 № 171 "Об утверждении положения о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Российская газета, № 215, 27.09.2006

11. Закон г. Москвы от 05.11.1997 № 46 (ред. от 21.11.2007) "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Ведомости Московской Думы, № 2, 1998

12. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. – М.: МЧС РФ, 2004

13. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Катастрофические наводнения начала XXI века: уроки и выводы. – М.: Каза-Р, 2009

14. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ЮНИТИ, 2008

15. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Под общ. ред. М.И. Фалеева. – СПб.: Питер, 2005

16. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. Пособие для высшей школы / В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов; под ред. В.В. Тарасова. – 4-е изд., доп. и испр. – М.: Академический проспект, 2007

17. Каталог основных понятий Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. / Отв. ред. В.А. Владимиров. – М.: Статус, 2005

18. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Под общ. ред. Г.Н. Кирилова. – М.: Москва-Сити, 2006

19. Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях /Под общ. ред. С.К. Шойгу. – С.: Статистика, 2007

20. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ГО-МЧС, 2006

21. Раско, С.Л.,Овчаренко А. Г. Стихийные бедствия: возникновение, последствия и прогнозирование: учебное пособие к практическим работам по курсу "Безопасность жизнедеятельности" / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2006. - 72 с.

22. Шойгу С.К., Воробьев В.И., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. – М.: БУКВИЦА, 2007

23. Ю.Л. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов. Лесные пожары на территории России: Состояние и проблемы. – М.: МЭСИ, 2006

24. http://www.mchs.gov.ru/

Похожие работы на данную тему